Культура Древней Греции

В этот же период Антисфеном (450-360 гг.) и

Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг.) были заложены основы философского

учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники

IV в. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям

полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их

мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого

общества.

ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА

Исторический жанр был представлен прежде всего известным историком

Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг.). Он происходил из состоятельной

семьи, получил прекрасное образование, учился у Сократа. Основная

историческая работа Ксенофонта, "Греческая история", хронологически

продолжает труд Фукида, охватывая период с конца Пелопонесской войны до

битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников по истории IV в.

История Ксенофонта написана в совершенно ином ключе, чем труд его

предшественника. Она суше, в ней нет той продуманной концепции, широты

взглядов на исторический процесс, тщательного анализа причин событий,

которые так привлекают в Фукидиде. Главный недостаток сочинения Ксенофонта

- сознательная необъективность: он перекраивает историю по своему вкусу,

создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту замалчивает,

о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески раздувает.

Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа,

военных мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации

хозяйства, этюда о тирании и специальных работ о кавалерии и охоте.

Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. дошли отрывки

из "Оксиринхской истории" неизвестного автора, описывающие события 90-х

годов. Название свое рукопись получила по месту находки -

городу Оксиринху в Египте. Немногие сохранившиеся фрагменты не дают

возможности получить представление о композиции работы и принципах ее

построения. Можно определенно говорить лишь об очень подробном изложении

событий и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом. Отрывки из

"Оксиринхской истории" имеют большое значение для освещения некоторых

моментов в истории Эллады, особенно интересны сведения о возвышении Беотии

и о борьбе политических группировок в полисах.

Работы других историков этого периода не сохранились, уцелели лишь

немногие разрозненные отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в

передаче других писателей.

РИТОРИКА

Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп.

Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и

морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей

истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила

история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.

Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции"

и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших до нас. Объективность,

очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники

единодушно констатировали склонность автора к злословию.

Ораторское искусство Греции IV века.

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования

устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися

мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они

основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения

речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В

Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели

были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи,

целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями

производили на слушателей огромное впечатление.

Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим

достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди

них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению

конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники

показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос

о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений.

Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить

благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному

городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более

общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных

отношений, отношение эллинов к негрекам.

Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью

пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ

(436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему

речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил

о себе память как о выдающемся ораторе.

По своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая

ассоциируется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям

воссоздать многие положения демократической теории: ее понимание

государства, законов, социальных отношений,

войн. Преданность Демосфена демократическому строю не исключала

критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко указывает

на пассивность граждан, не желающих сражаться за свои права, на рост

аполитичности, неумение и нежелание действовать быстро и решительно,

склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло позицию

Афин и было на руку Македонии.

Политическими соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-

322 гг.), один из лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие в

антимакедонской войне. Ликург (390-325 гг.) интересовался не столько

внешней, сколько внутренней политикой, управлял афинскими финансами. До

нашего времени дошла лишь одна его речь. Как оратор он обладал, видимо,

большой силой, логикой, способностью убеждения.

В числе противников Демосфена находились сторонники промакедонской

группировки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне образованный

человек, бывший не только талантливым оратором, но и актером, известен

своими дискуссиями с Демосфеном. О Динархе (родился в 396 г.), которого

причисляли к десяти наиболее прославленным аттическим ораторам,

биографических сведений меньше, чем о других. Приверженец Македонии, он

приобрел печальную известность пасквилями против Демосфена.

Два оратора прославили себя не на политическом, а на судебном поприще.

Лисии (459-380 гг.) был метеком, оказавшим много услуг афинской демократии.

Живость изображения, хорошее знание законов, удивительное, по отзыву

Дионисия Галикарнасского, изящество речи обеспечивали ему в судебных

разбирательствах неизменные победы.

Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных

ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в.

появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию,

- "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ

искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по

пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

ИДЕОЛОГИИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА

В произведениях различных жанров нашли свое отражение проблемы, которые,

видимо, следует считать определяющими для идеологии IV в. В центре внимания

политической мысли Эллады был прежде всего сам полис. С одной стороны, к

данному периоду уже было накоплено много наблюдений над разными формами

правления, над отличительными чертами греческих государств по сравнению с

другими. С другой - неустойчивая обстановка в полисах побуждала тщательно

анализировать их структуру, искать причину сложившейся ситуации в

отклонении от правильного образа жизни.

А) Проекта "правильного полиса".

Одни и те же обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению

организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам.

Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из-

за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок,

допуская к управлению городом людей, по природе своей неспособных

управлять. Выход он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису

как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко

разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: правителей-

философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а

государство все регламентирует и все контролирует.

В своем более позднем произведении "Законы", Платон

пытается представить не то идеальное общество, которое нашло отражение в

его сочинение "Государство", а государственное устройство, доступное, как

он думает, реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

[N.3, с.68]

Если Платон пошел по пути создания условно-образцового полиса, во многом

противостоящего полису реальному, то Аристотель в "Политике" выступал за

сохранение основ существующего порядка. У него тоже был проект идеального

государственного устройства, но менее абстрактного и более приближенного к

жизни. Он приходил к выводу, что полис - наивысшая форма человеческого

объединения, а цель людей, живущих в нем, - достижение блага. Основной

ячейкой общества признавалась семья, в то время как Платон полагал, что ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать