Культура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа.

Культура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа.

сибирская академия государственной службы

кафедра гуманитарных основ государственного регулирования

реферат

Культура древней Руси

Выполнил:

Шварцкопп В.В.

Гр.006

Проверил:

Зубов В.Е.

Новосибирск

2001

План:

Введение.

Введение.

Прежде чем говорить о зарождении культуры я хочу сказать пару слов о том,

что же значит термин «культура». Это слово произошло от латинского

cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, развитие.

Культура это исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах

организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими

материальных и духовных благах.

В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом,

рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир,

природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура народа

является частью его истории.

Истоки Русской культуры.

Нужно заметить что становление культуры Руси по времени совпадает с

становлением русской государственности. Рождение народа шло одновременно

по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь

складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени

народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь

которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный

культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской

культуры.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как

равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и

иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как

традиции, скажем, полян, северян, новгородских славян, других

восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми

Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала,

мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами,

другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего

государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней

Византии, которая в то время была одним из наиболее культурных государств

мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как

синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных

направлений, стилей, традиций.

Но нельзя говорить о том, что Русь слепо копировала чужие влияния и

безоглядно заимствовала их, она адаптировала их к своим культурным

традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию

окружающего мира. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно

сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной

духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском

стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах,

которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население

было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с

глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в

замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались

различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,

архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием

языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью

христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия

претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей

жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве,

эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,

особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития

грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были

теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло

преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси

сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,

и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных

частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской

местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в

духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,

народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие

русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного

мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,

религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на

русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,

ветру, с ее жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось,

что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское

влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках

культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим светские

рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина

духовного достижения Древней Руси - \"Слово о полку Игореве\" все пронизано

языческими мотивами.

Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки

и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и

народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют

феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к

монументальности, масштабности, образности в летописании; народность,

цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое

начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное

присутствие сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала

большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение

сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и

несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и

культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, пострадавших за

единство страны, принявших муку ради людей.

Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не

сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но

потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и

повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь

политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре

отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные

особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в.

Но монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских

земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это

единство.

Письменность.

Теперь я хочу рассмотреть подробнее отдельные компоненты культуры. Начну с

письменности, так как она является основой любой древней культуры.

Когда же письменность зародилась на Руси? Долгое время существовало

мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными

книгами и молитвами. Однако с этим трудно согласиться. Есть свидетельство

о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси.

Так, например в 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок

под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором

было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в

восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же

говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя

Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился

с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его

брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в

какой-то части основывалась на принципах славянского письма,

существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их

христианизации.

СОЗДАНИЕ АЗБУКИ.

История создания славянской азбуки вкратце такова: византийские монахи

Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов

юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было

перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям

звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать

братья, благо Кирилл и Мефодий были люди образованные и талантливые и эта

задача оказалась им по плечу. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу

греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для

славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами,

Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие

такие как -ять, юс, ижица, фита- давно вышли из употребления.

Итак, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по

написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б -

«буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г -

«глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только

звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. И только в XVIII в.

арабские цифры вытеснили «буквенные».

В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать