Культура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа.

Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая

славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более

сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила

дальнейшую судьбу глаголицы: к XIII в. она почти полностью исчезла.

ГРАМОТНОСТЬ.

Договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели

«противени» - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени

относится существование толмачей-переводчиков писцов, которые записывали

речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности.

На Русь со времени Владимира стали приезжать переводчики из Византии,

Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого

и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как

церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности,

византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых.

Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием

читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где

зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие

популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и

предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние»,

являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина

Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем

располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах,

которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава

Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком

развитии грамотности на Руси в XI-ХII вв. Однако она была распространена в

основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан,

княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В

сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь

неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и

девочек. Сестра Владимира Мономаха - Янка, основательница женского

монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

берестяные грамоты

Берестяные грамоты являются ярким свидетельством широкого распространения

грамотности в городах и пригородах. В 1951 г. во время археологических

раскопок в Новгороде из земли была извлечена береста с хорошо

сохранившимися на ней буквами. С тех пор в научный оборот введены сотни

берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске,

других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем

деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная

переписка.

Есть еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так

называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители

излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,

молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во

время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,

нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался

своим христианским именем «Василий».

КНИГИ.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.

Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен

получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и

тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и

чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и

вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и

сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние

порядок брошюровки сохранился и по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества

листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных! По

свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-.XV вв., за кожу

для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было

купить три лошади.

ПЕРО.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым

и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей

требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла

птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.

ЧЕРНИЛА.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были

бурого цвета, так как делались на основе ржавчины. В воду опускали кусочки

старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились

древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо

железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей и многие

другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет,

устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

ТЕКСТ.

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два

столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку

длинной чередой без привычных для нас интервалов между словами. Экономя

место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или

заменяли знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания

слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь,

Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция постановки знака

ударения - «силу». Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо

этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

ПУНКТУАЦИЯ.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных

для нас знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из

византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя

границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В XV-ХVI вв.

письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для

обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день

удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и

красиво.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130

Литература.

В XI веке наблюдался общий подъем. Создавались центры письменности,

грамотности, появлялось все больше и больше образованных людей в

княжеско-боярской, церковно-монастырской среде, все это определило

развитие древнерусской литературы.

Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания,

ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность

донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и

общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература

вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами

княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись

оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты,

поэты.

Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или

войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на

Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит

Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о

законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое

понимание места Руси в мировой истории.

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие

литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира»

монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и

применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются

«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»,

«Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской

земли.

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах

Нестор. Летопись была его завершающей, фундаментальной работой. До этого

он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в

«Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи

единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору

русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских

землях.

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются

новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,

богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,

ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В

начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не

менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».

«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской

литературы.

XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских

сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В этих произведениях Даниил

рассуждает о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.

Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий

человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра

Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение

к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до

адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать