Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая
славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более
сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила
дальнейшую судьбу глаголицы: к XIII в. она почти полностью исчезла.
ГРАМОТНОСТЬ.
Договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели
«противени» - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени
относится существование толмачей-переводчиков писцов, которые записывали
речи послов на пергамент.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности.
На Русь со времени Владимира стали приезжать переводчики из Византии,
Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого
и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как
церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности,
византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых.
Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием
читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где
зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие
популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и
предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние»,
являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина
Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем
располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах,
которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава
Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком
развитии грамотности на Руси в XI-ХII вв. Однако она была распространена в
основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан,
княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В
сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь
неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и
девочек. Сестра Владимира Мономаха - Янка, основательница женского
монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
берестяные грамоты
Берестяные грамоты являются ярким свидетельством широкого распространения
грамотности в городах и пригородах. В 1951 г. во время археологических
раскопок в Новгороде из земли была извлечена береста с хорошо
сохранившимися на ней буквами. С тех пор в научный оборот введены сотни
берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске,
других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем
деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная
переписка.
Есть еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так
называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители
излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,
молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во
время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,
нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался
своим христианским именем «Василий».
КНИГИ.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.
Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен
получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и
тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и
чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и
вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и
сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние
порядок брошюровки сохранился и по сей день.
Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества
листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных! По
свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-.XV вв., за кожу
для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было
купить три лошади.
ПЕРО.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым
и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей
требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла
птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
ЧЕРНИЛА.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были
бурого цвета, так как делались на основе ржавчины. В воду опускали кусочки
старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились
древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо
железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей и многие
другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет,
устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
ТЕКСТ.
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два
столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку
длинной чередой без привычных для нас интервалов между словами. Экономя
место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или
заменяли знаком «титло» - горизонтальной линией. Усекались и окончания
слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь,
Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция постановки знака
ударения - «силу». Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо
этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
ПУНКТУАЦИЯ.
Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных
для нас знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из
византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя
границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В XV-ХVI вв.
письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые - для
обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.
Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день
удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и
красиво.
К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130
Литература.
В XI веке наблюдался общий подъем. Создавались центры письменности,
грамотности, появлялось все больше и больше образованных людей в
княжеско-боярской, церковно-монастырской среде, все это определило
развитие древнерусской литературы.
Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания,
ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность
донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература
вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами
княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись
оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты,
поэты.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или
войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на
Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит
Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о
законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое
понимание места Руси в мировой истории.
Во второй половине XI в. появляются и другие яркие
литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира»
монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и
применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются
«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»,
«Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской
земли.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах
Нестор. Летопись была его завершающей, фундаментальной работой. До этого
он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в
«Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи
единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору
русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских
землях.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются
новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,
богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,
ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В
начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не
менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».
«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской
литературы.
XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских
сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В этих произведениях Даниил
рассуждает о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.
Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий
человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра
Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение
к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до
адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и