мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся,
противостоять злу.
Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем
«Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля,
Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного
человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова
Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование
смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи
души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные
для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении
церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею
единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как
Владимиро-Суздальские князья начали осуществлять централизаторскую
политику накануне монголо-татарского нашествия.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы
постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и
боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы,
сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую
литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также
составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней
языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и
национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма
эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный
призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве
«русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в
мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.
Искусство.
Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - как и культура
целиком, с принятием христианства также пережило ощутимые перемены.
Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом,
народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали
деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы
разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок,
которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и
духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали
простой народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное
содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть
христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в
языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все
земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу
«духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради
нравственных принципов христианства.
Так в византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в
мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство
ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все,
что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в
живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность»
греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом
молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому
искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в
христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в
искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и
на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным
исполнителем канонов, которые диктовала церковь.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее
по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим
мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца,
весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах
и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси
испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных
эстетических представлений. Так однокупольный византийский храм на Руси XI
в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло
русское деревянное зодчество.
ЖИВОПИСЬ.
То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера
византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в
портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе черты
условного иконописного лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески
Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и
русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и
простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава
Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная
иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева.
Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского
Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые
потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими,
округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами
стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас
дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые
власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется
трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный»
(также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей
предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе
«Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И
таких шедевров Новгородская земля дала немало.
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и
для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где
замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский
собор.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и
церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных
произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская
Оранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих
мастеров, запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки над
человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,
человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и
сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы -
по-своему.
РЕЗЬБА.
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось
искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные
украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян,
деревянных храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея
Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов
стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с
наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления
русичей о прекрасном и изящном. Это касалось не только резьбы по дереву и
камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения,
подлинные шедевры создавали древнерусские
ювелиры - золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги,
подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром,
эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием
и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером
может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад
«Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника
Остромира во времена Ярослава Мудрого.
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги
(XI-ХII вв.). Ведь на этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром
всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными
приборами, представить себе трудно.
ФОЛЬКЛОР.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство.
В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян,
который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу
рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов,
играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях.
Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого
искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и
народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при
дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих
развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни,
сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных
песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних
свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали,
«умыкали», в более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже
христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.