Культура эпохи античности

Культура эпохи античности

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus -

древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и

Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным

влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого

культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако

они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных

государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в

Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и

особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на

ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-

культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных

обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в

античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних

греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была

неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно

было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой

мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве

стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При

изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего

сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской

цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные,

духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё

развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые

являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до

н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический

период.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно

испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у

всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-

покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в

глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими

богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное

завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,

политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в

гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась,

что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении

общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В

этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает

какую-то историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона

чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них

пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона

являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис,

Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой

древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека,

представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны

и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе

Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной

частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были

возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение,

торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда

религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как

дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и

частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались

главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации

или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в

некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием.

Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти,

так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные

лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных

деспотических государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая

мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это

мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с

собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные

сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга,

следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт

тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма

характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о

Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание

зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало

мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили

дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены ( птицы с

головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену

культов: о борьбе между поколениями богов. о низвержении Кроносом своего

отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним

сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии.

Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу

создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что

в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы

культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных

героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению

греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл,

совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом

и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал

им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной

тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл.

Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре

- хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу -

изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и

музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы

полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и устроителей

городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ

Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому

вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три

основные группы:

- теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

- теории народного эпоса;

- синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал

народный эпос).

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии

входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне производящую

столь сильное впечатление на слушателя и читателя - высокая

художественность и гуманизм образов.

В вопросе об античном рабовладении важную роль играют работы

таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о

всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания, жившего в VI в.н.э. Наличие

и естественность рабства в жизни античности привели к представлению о

космическом рабстве, поскольку всё в космосе устроено так, что одно,

безусловно, подчиняется другому.

Во времена общинно-родового строя родственные отношения возникали

сами собой естественным путём и на них зижделись экономические

отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда;

умственного и физического. Это привело к необходимости умственно

регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Одновременно

появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его

законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю

природу и на весь мир, но и его сложная трактовка, то есть философия.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры

является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время

праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели,

облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода -

песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать