Культура эпохи античности
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus -
древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и
Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным
влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого
культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако
они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных
государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в
Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и
особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на
ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-
культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных
обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в
античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних
греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была
неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно
было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой
мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве
стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При
изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего
сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской
цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные,
духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё
развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые
являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до
н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический
период.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно
испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у
всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-
покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в
глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими
богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное
завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,
политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в
гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась,
что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении
общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В
этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает
какую-то историческую реальность.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона
чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них
пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона
являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис,
Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой
древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека,
представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны
и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе
Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной
частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были
возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение,
торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда
религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как
дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и
частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались
главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации
или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в
некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием.
Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти,
так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные
лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных
деспотических государств с их засильем жречества.
Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая
мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это
мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с
собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные
сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.
Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга,
следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт
тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма
характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о
Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание
зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало
мифологическим олицетворениям элементов земной природы.
Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили
дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены ( птицы с
головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену
культов: о борьбе между поколениями богов. о низвержении Кроносом своего
отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним
сына его Зевса.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии.
Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу
создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что
в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.
Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы
культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных
героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению
греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл,
совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом
и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал
им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной
тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл.
Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре
- хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу -
изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и
музыке и другим искусствам.
К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы
полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и устроителей
городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ
Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому
вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три
основные группы:
- теория индивидуального творчества (авторство Гомера);
- теории народного эпоса;
- синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал
народный эпос).
Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии
входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне производящую
столь сильное впечатление на слушателя и читателя - высокая
художественность и гуманизм образов.
В вопросе об античном рабовладении важную роль играют работы
таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о
всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания, жившего в VI в.н.э. Наличие
и естественность рабства в жизни античности привели к представлению о
космическом рабстве, поскольку всё в космосе устроено так, что одно,
безусловно, подчиняется другому.
Во времена общинно-родового строя родственные отношения возникали
сами собой естественным путём и на них зижделись экономические
отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда;
умственного и физического. Это привело к необходимости умственно
регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Одновременно
появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его
законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю
природу и на весь мир, но и его сложная трактовка, то есть философия.
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры
является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время
праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели,
облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода -
песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.
Театральные представления считались школой воспитания, и