государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в
год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3
трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители
смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные
деньги.
В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в
Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты,
классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по
праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения
("Прикованный Прометей", "Персы"); Софокл, создавший трагедии "Царь
Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в
Авлиде". Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший
комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.
Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в
художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее
время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были
храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением
является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры -
сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и
Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три
архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной
особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута
древнегреческих сооружений.
Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего
Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не
только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей.
Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет,
Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.
Живопись была широко распространена в древней Греции в виде
фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не
сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся
знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято
рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение
греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура
эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и
разными сочетаниями греческой культуры и культуры стран Ближнего и
Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое
оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое
распространение в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший
средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники,
ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического
мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде
получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от
греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").
Знания, накопленные в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с
успехами и практическим освоением обширных пространств способствовали
быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась дифференциация и
происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в.
до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие
математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии -
Аристарх; в создание географии - Эрастофен. Сочетание греческой
медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет
медицинских знаний в александрийской школе. Её основатель Герофил создал
описательную анатомию человека. Из всех эллинистических обществ наиболее
известна история Египта благодаря сохранившимся на египетской почве
папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека
(до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе царей Египта Птоломеев был
организован Мусейон - научное учреждение с общежитием для
учёных, которых Птоломеи приглашали сюда со всего эллинистического мира.
Здесь им были созданы условия для занятий наукой, философией, литературой.
Призванным главой александрийских поэтов был Каллимах, большой
популярностью пользовался Феокрит. Александрийские учёные прославились
также достижениями в области математики, естественных и технических
наук. Но Александрия была не единственным центром науки и искусства. В
Афинах продолжались традиции греческой философии. В период эллинизма
возникли и развивались две новые философские системы - стоиков и
эпикурейцев. Традиции Аристофана продолжил автор множества комедий
Менандр. Крупнейшим греческим государством и центром эллинистической
культуры были Сиракузы на острове Сицилия.
Имело свои выдающиеся достижения изобразительное искусство
эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники архитектуры,
сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно
стремление к грандиозности и великолепию. Характерна натуралистичность в
портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача
душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для
греческой классики изображение пейзажа как фона, на котором развёртывался
сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла
больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми
красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное
наследство периода эллинизма составляет существенную часть той основы, на
которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры
римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней
Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур
народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой
культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические
образцы военного искусства, государственного устройства, права,
градостроительства и многое другое.
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом
связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для
религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму.
В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего
духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага.
Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти.
Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей -
отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех
явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов
появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и
греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали
только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов
мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны.
Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм
и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я
даю, чтобы ты дал мне".
Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и
магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании
слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской
религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная
обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда -
развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно,
дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд
греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой
влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным
жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-
гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и
обрядовой стороне римской религии.
С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и
религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология
греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил
сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой
и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян,
главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница
брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана -
богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее,
устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В
значительной степени происходит отождествление римского и греческого
пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык,
главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение
некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы,
возлежать за столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в Риме вводится
медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском