Культура эпохи античности

меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и

возвышению столицы государства города Рима, который I - III вв. до н.э.

насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом

западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные

культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в

Малой Азии, Коринфр и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами,

дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых

травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, -

особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких

зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных

земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских

войн.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие

коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации

(клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь

военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей

государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с

горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во

многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.

Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя

достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные

здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом

которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение

воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная

скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный

реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения

скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих

и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом

искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь.

Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и

школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней

обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры

ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и

греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и

Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I -II вв. географическим

знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания

внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и

Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и

философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития

литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний

Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов

своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал

Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы

"Энеида". Другой поэт кружка Мецената - мастер совершенной формы стиха

Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона - замечательного

лирического поэта, автора поэмы "Искусство любви", которая вызвала гнев

императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы

(Констанца), где он создал два сборника лирических стихов "Скорби" и

"Послания с Понта". Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине

эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим

мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир,

и писатель Апулей - автор своеобразного

фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осёл" о превращении

юноши Луция в осла и его приключениях.

Основные черты античного типа культуры проявились посредством

нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху

Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский

период античности. Римская история переполнена историями назидательного

характера, когда человек в интересах общества и государства поступался

своими родственными чувствами. Нравственной нормой было прославление

людей прежде всего за верную службу отечеству и государству. Не случайно

нормой искусства риторики была такая форма речевой организации, в которой

превалировало общезначимое над индивидуальным. Даже на надгробиях принято

было писать социальные статусы человека и заслуги его перед Римом.

Только со II в. н.э. появляются эпитафии лирического, личного и семейного

содержания. Этика и эстетика подвига были нормой античного общества и

античной культуры.

Понятие классики означает общественное состояние или тип

искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное

находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального

равновесия.Классика как принцип общественного развития - это взаимодействие

жизни и нормы. Например, рабовладение для Рима - естественное состояние :

не развит внутренний рынок, нет такого количества потребителей, которые

потребляли бы возможные производимые товары. Но это и противоестественное

состояние общества, когда огромное количество населения не принадлежит к

римскому обществу. Разрешение этого противоречия пошло в Риме по пути

создания сословия вольноотпущенных. Конфликт таким образом постоянно

разрешался (конечно, до определённого времени).

Другой пример - античная трагедия. Как художественное произведение

она основывается на столкновении двух истин: общественно-значимой (нормы)

и индивидуально-личной. Так, героиня трагедии Софокла "Антигона" стремится

выполнить свой долг перед семьёй и близким человеком - похоронить брата,

убитого за участие в заговоре. Гибель Антигоны - это гибель

несвоевременного нравственного начала и торжества общественно-эначимой

нормы.

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и

характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства -

сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой

норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее

хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но

для них важно другое - понятность и убедительность известного сюжета и

образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

Римская культура - это языческая культура. Но эпоха поздней

Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах

нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в

Риме при императоре Константине (324 - 330). Четвёртое столетие нашей эры

было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных

споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу,

созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту

идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н.э. -

в последние десятилетия существования великой Римской державы.

В кризисе, охватившем римский мир в III в. н.э., можно обнаружить

начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад.

Варварские нашествия V в. можно рассматривать как событие, ускорившее

преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее

весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная

культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого

органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища, несмотря

не длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные

ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически

укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы

европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия

вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное

многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых

высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими

образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных

традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней

суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное

выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном

искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих

эпох в Западной Европе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебное пособие по культурологии, издательство Российской

экономической академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать