экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруженных материалов, И. тесно
связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации;
определение (в том числе атрибуция) памятников, их регистрация и
систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях;
составление научных музейных и выставочных каталогов, биографических и др.
справочников; публикация литературного наследия художников - их мемуаров,
писем, статей и т. д. Искусствоведческие знания опираются на ряд
вспомогательных дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и
реставрацией памятников, технологией искусства, художественной
иконографией, географическим и топографическим распределением памятников
искусства и т. д., а также на ряд исторических дисциплин (хронология,
эпиграфика, палеография, нумизматика, геральдика, сфрагистика и др.).
Ранние и примитивные (наивные) формы искусства
Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К
первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные
в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена
возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни
землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на
праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся
перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания —
орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их
вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные
исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном
племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от
поколения к поколению.
Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался
коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на
отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе
с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал
возможным появление людей занимающихся только искусство
Искусство Древнего мира
Классическое искусство, в узком смысле — искусство Древней Греции и
Древнего Рима, а также непосредственно опиравшееся на античные традиции
искусство Возрождения и классицизма; в более широком понимании — наивысшие
художественные достижения эпох подъёма искусства и культуры разных народов,
Проявляющиеся в различных, подчас далёких от античных, стилистических
формах. Классическими называют произведения, сохранившие до нашего времени
эстетическую ценность, значение совершенного художественного образца.
Характерные общие особенности произв. Классическое искусство — высокая
художественная правда, раскрывающая существ, особенности окружающего мира,
глубокое, общезначимое, гуманистическое идейно-художественное содержание,
ясность, отточенность и совершенство художественных форм, адекватных
идейному содержанию. Традиции классического искусства в разных странах
могут быть различными в силу особенностей их исторического и культурного
развития. Совокупность произведений классического искусства народов мира
составляет классическое художественное наследие, являющееся достоянием
всего человечества.
Античное искусство (от лат. antiquus — древний), название
древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения.
По данным современной науки, античное искусство (развивавшееся в пределах 1-
го тысячелетия до н. э. и первой половины 1-го тысячелетия н. э.)
зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского
архипелага и западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в
Греции Древней в V—IV вв. до н. э., в эпоху рабовладельческой демократии. В
эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории,
прилегающие к Средиземному и Чёрному морям, а также на Ближний и Средний
Восток (вплоть до Индии), где сложились местные школы эллинистического
искусства. Традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили
новое развитие в искусстве Рима Древнего. Лучшие произведения античного
искусства, воплотившие в классически ясных, возвышенных формах высокие
гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о
художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.
Искусство эпохи средневековья и Возрождения (IV-нач.
XVII в.)
Средневековое искусство, историко-художественный термин, применяемый
обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства
феодальной эпохи (для стран Западной Европы — V—XIV вв., до эпохи
Возрождения; для России — X—XVII вв.; для стран Востока — с III—IV вв. до
XVI—XVIII вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи с
системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной
условностью образов.
Искусство Нового времени (XVII-начало XIX в.)
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных
культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших
национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как
условиями исторического развития, так и художественной традицией,
сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и
Франции. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории
искусства.
По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее,
противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое
восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии
гармони и ясности оказывается недосягаемым.
Русская культура должны была высвободиться наконец из-под власти
церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и
приглашали из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов,
скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в
ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней
Европе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные из
русских учеников быстро обгоняли своих учителей. Но Пётр не только
приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал в
другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей.
Искусство Нового времени (XIX-начало XX в.)
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические
изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу
«империализм». Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX
века. Развился критический реализм. Романтизм повсюду приобретал яркое
национальное своеобразие, обусловленное собственно историческими условиями
и национальными традициями.
Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально-
экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
ее истории. Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и
первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в
обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности,
высокой нравственности и демократической направленности. На общественно-
культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали
два события в стране Отечественная война 1812 г. и движение
декабристов1825г.
Архитектура и дизайн
Архитектура (лат. architectura, от греч. architeckton — зодчий,
строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты,
оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Произведения архитектуры — здания, ансамбли, а также сооружения,
организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.
д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую
область строительного искусства — градостроительство. Частью архитектуры
являются пространства, сформированные посредством преобразования и
объединения элементов естественной природы - садово-парковое искусство.
Развитие архитектуры тесно связано с прогрессом науки и техники,
определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектура
стимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика,
учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые
практические задачи. На всём протяжении своего исторического развития
архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим
количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые
запечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражая
особенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники,
преобладание тех или иных строительных материалов и т. д. К основным типам
архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные
здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые
здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки.
Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых
достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки,
мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенных