Культура майя

воздвигались из земли и щебня и покрывались толстым слоем стука (глины,

гипса). Здания из дерева и тростника не сохранились. Своеобразными

особенностями архитектуры ольмеков были монолитные базальтовые столбы в

погребальных склепах, а также мозаичная вымостка культовых площадок блоками

из полудрагоценных пород камня.

Памятникам скульптуры ольмеков свойственны реалистические черты.

Прекрасными образцами монументальной скульптуры ольмеков являются

колоссальные человеческие головы, обнаруженные в Ла-Венте, Трес-Сапотес и

Сан-Ло-ренсо. Высота головы — 2,5 м, вес около 30 т. Никаких фрагментов

тела от этих скульптур не найдено. Базальтовый монолит, из которого

изготовлена скульптура, был доставлен из вулканической каменоломни за 50 км

от места их нахождения. Причем как у ольмеков, так и у майя не было

тягловой скотины.

Среди многочисленных стел, найденных в поселениях ольмеков, встречаются

изображения ягуара, женщины в своеобразной одежде и высоком головном уборе.

Встречаются также изображения правителей, жрецов, божеств, человеческих лиц

с пастью ягуара или клыками ягуара во рту, ребенка с чертами ягуара.

В 7—2 вв. до н. э. ольмеки оказали сильное культурное влияние на

соседние индейские народы. В 3 в. н. э. они неожиданно исчезли.

Археологические исследования последних лет и изобретенный в 1950-х гг.

радиоуглеродный анализ подтвердили одну из гипотез о природных катаклизмах,

периодически происходивших на территории Центральной Америки. Ученые

определили, что в начале нашей эры здесь имело место извержение вулканов,

что и положило конец дальнейшему развитию культуры индейцев. Огромные

участки земли лишались растительности и становились непригодными для

земледелия, так как вулканический пепел покрывал землю на 20 см и более.

Многие реки исчезали, животные погибли. Оставшиеся в живых люди

переселились на север к родственным племенам. Археологические находки

подтверждают, что население там за короткий период более чем удваивается, а

в местной культуре появляются чуждые местным традициям черты — новые формы

керамики, орнаменты, среди которых есть керамические изделия, покрытые

вулканической пылью.

В древней рукописи индейцев «Пополь-Вух» описываются события, похожие

на извержение вулкана: «Густая смола пролилась с неба... Лик Земли

потемнел, начал падать черный дождь». В другой рукописи, которая называется

«Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара»), также имеются сведения о природной

катастрофе: «Поднялся небесный столб — знак разрушения мира... живые были

погребены среди песка и морских волн...»

Древняя история майя

Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов:

доклассический — 2000 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э —

900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и

полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в.,

они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно,

почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и

разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что

послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были

тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо

болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов

майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что

развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом

религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800

развалин древних городов майя.

Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им

после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город

Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — «крепость».

Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры,

одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были

сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны

одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в

Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан

и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес

смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные

центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние

помещения которого расписаны фресками. Он был не единственный. К храму

примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный

комплекс — типичный для священных городов древних майя классического

периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает «стены с

живописью». Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного

на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что

классический период не был эпохой мира; основным сюжетом их является какая-

то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот

храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из

которых простирает к правителю руки, моля о пощаде. На стенах другого —

танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц

празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их

одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя

не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему

мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих

росписей, был, несомненно, большим мастером. Он свободно и уверенно

распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями.

Большинство фигур написано почти в натуральную величину.

Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые

другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена.

Почти все священные города классического периода несут на себе следы

насильственных разрушений.

Бонампак - история в картинках

Бонампак — своеобразная энциклопедия в картинках, рассказывающая о

жизни города.

Фрагмент настенной росписи

Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор

остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким

кислотам. Установлено, что отдельные краски имеют растительное

происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых, живущих

на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовались для

традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Первоначально, видимо,

расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых, а

позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет — пленника, красный —

воина, черный — неженатого юноши, синий — жреца. Позднее на основе этой

традиции появляется еще более устойчивый тип окраски — татуировка. Не иметь

татуировки считалось постыдным. Иероглифы делались не только на теле, но и

на подошвах ног, на большом пальце руки и под горлом. Уличенному в

воровстве (даже трех початков кукурузы) татуировали лицо от подбородка до

лба по бокам, и рисунок указывал на совершенный проступок. Татуировка у

женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней,

чем у мужчин.

Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от

европейских. Кроме раскраски тел и татуировки они применяли разные способы

изменения внешности для до стижения требуемого эстетического эффекта. К ним

относились искусственная деформация черепа, для чего голову родившегося

ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе

зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней,

которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент.

Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся

искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась

ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким

образом ребенок привыкал скашивать глаза.

Бород майя не носили. Матери с детства прижигали мальчикам подбородки

полотенцем, смоченным в горячей воде, из-за чего она не росла. Обычно и

мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя

часть головы оставалась безволосой. Воины укладывали косу вокруг головы,

конец которой свешивался на спину, а девушки носили 2 или 4 косы. Бритье

волос было наказанием — оно было отличительным признаком раба. Рабами

становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже

считались рабами. Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в

отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и

украшения для одежды, которые нашивались на края и при движении мелодично

побрякивали. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками

геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по

краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап

ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили

в набедренных повязках.

Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной

убор, называемый майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц —

попугаев, цапель, индюков, уток, орлов, колибри. Некоторые виды птиц

разводились специально. За убийство птицы с цветными перьями полагалась

смерть. Иногда из перьев составляли целые картины, которые могли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать