комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в
целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством
архитектуры является также ее связь с естественной природной средой,
служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей
его природой.
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также
проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по
проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале XX в. как реакция
на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной
среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения,
соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под
дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических
свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие
социально-технические проблемы — функционирования производства,
потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в
особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая
затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и
общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную
ситуацию в предметном мире.
Пластические виды искусства XX в.
Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие,
объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в
пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются
зрением. Произведения пластических искусств имеют предметный характер,
выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого
существенно определяет характер их образного строя. Пластические искуства
делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым
относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с
различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую
действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура),
либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика,
фотоискусство). К неизобразительным пластическим искусствам относятся
архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное
конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как
правило, аналогий в реальной действительности.
Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный
диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы
освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим
достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении. Во
2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные
литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения
пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс
в общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос,
роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.
В XX в. новую волну течений возглавил поп-арт (популярное искусство,
точнее «ширпотреб-искусство»), который зародился в США. Роберт Раушенберг,
Джеймс Розенквист, Рой Лихтенберг, Джеспер Джонс. Эндри Уорхол
распространили это направление во многих странах мира. С поп-артом в
музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось и
было областью «массовой культуры» низшего разбора,- рекламные плакаты и
этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а кроме
того наборы любыз предметов, попавшихся под руку, - одеяла и консервные
банки, разбитые часы и раскрашенные чучела. Нельзя сбрасывать со счетов в
панораме искусств 2-й половине XX в. сюрреализм и активный эпотаж его метра
альвадора Дали (1904-1988). Сон и явь, бред и действительность перемешаны
и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были
увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты,
чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной
техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в
произведениях Дали.
Зрелищные искусства и музыка XX в.
Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне
пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых
серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного
пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные
произведения.
Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,
описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не
представляется возможным, ограничимся перечислением: это джаз, рок (рок-н-
ролл, хард-рок, панк-рок), блюз, поп-музыка … Отдельное место занимает
российский рок.
Появилась «современная», функционалистская архитектура, обнажившая
конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции. Поэтому
новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу
человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной». В 70-80е гг.
в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении повседневных практических
требований. Стали появлятся новые веяния, обно из них – бионика –
заимствование конструктивных принцмпов у органического мира. Аэропорты,
спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на плывущего ската, на
грибы, цветы и т. д. Необходио отметить, что современная архитектура
потеряла национальные особенности, во многих странах возводят однотипные
сооружения, архитектура стала космополитичной.
В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской и
мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"» (оба — 1925,
режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба
— режиссёр В.И. Пудовкин). Крах фашизма, общая демократизация мира оказали
на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных
явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Появилось японское кино,
которое в лучших своих произведениях самобытно и глубоко национально.
Английское кино дало миру Хичкока, которого считают одним из
основоположников фильмов – ужасов, фильмов где используется мехпнника
массового психоза, массовой паники («Птицы»). Особое место занимает
американское кино, Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы,
фильмы о шпионах. Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское кино
разнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало
умных строгих реалистических и психодогически тонких картин.
Майя
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до
конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие
группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и
относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до
образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от
них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от
остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению,
что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и
Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны,
что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они
допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин)
плюс 15 диалектов.
Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики),
удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков
отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования
(глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны
приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от
гипотетического протомайя.
В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются
группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области
находится уастекская группа майяской семьи.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и
охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть
Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и
западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие
разделы работы.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся
индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,
тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в
тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,
северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —
приблизительно 2,7 млн человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»),
живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около
600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и
инки), пожалуй, наиболее известны.
История заселения Америки
Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из
Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.
приблизительно 30 тыс. лет назад.
В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные
ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,
почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы