Культура майя

комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в

целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством

архитектуры является также ее связь с естественной природной средой,

служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей

его природой.

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также

проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по

проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале XX в. как реакция

на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной

среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения,

соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под

дизайном понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических

свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие

социально-технические проблемы — функционирования производства,

потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в

особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая

затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и

общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную

ситуацию в предметном мире.

Пластические виды искусства XX в.

Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие,

объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в

пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются

зрением. Произведения пластических искусств имеют предметный характер,

выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого

существенно определяет характер их образного строя. Пластические искуства

делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым

относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с

различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую

действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура),

либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика,

фотоискусство). К неизобразительным пластическим искусствам относятся

архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное

конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как

правило, аналогий в реальной действительности.

Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный

диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы

освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим

достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении. Во

2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные

литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения

пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс

в общественных отношениях наложили отпечаток а тематике литературы. Космос,

роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.

В XX в. новую волну течений возглавил поп-арт (популярное искусство,

точнее «ширпотреб-искусство»), который зародился в США. Роберт Раушенберг,

Джеймс Розенквист, Рой Лихтенберг, Джеспер Джонс. Эндри Уорхол

распространили это направление во многих странах мира. С поп-артом в

музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось и

было областью «массовой культуры» низшего разбора,- рекламные плакаты и

этикетки, муляжи и манекены, увеличенные репродукции и комиксы, а кроме

того наборы любыз предметов, попавшихся под руку, - одеяла и консервные

банки, разбитые часы и раскрашенные чучела. Нельзя сбрасывать со счетов в

панораме искусств 2-й половине XX в. сюрреализм и активный эпотаж его метра

альвадора Дали (1904-1988). Сон и явь, бред и действительность перемешаны

и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были

увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты,

чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной

техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в

произведениях Дали.

Зрелищные искусства и музыка XX в.

Картина стилей и направлений искусства 2-й половины XX в. крайне

пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых

серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного

пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные

произведения.

Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,

описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не

представляется возможным, ограничимся перечислением: это джаз, рок (рок-н-

ролл, хард-рок, панк-рок), блюз, поп-музыка … Отдельное место занимает

российский рок.

Появилась «современная», функционалистская архитектура, обнажившая

конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции. Поэтому

новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу

человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной». В 70-80е гг.

в архитектуре, кроме заботы об удовлетворении повседневных практических

требований. Стали появлятся новые веяния, обно из них – бионика –

заимствование конструктивных принцмпов у органического мира. Аэропорты,

спортивные комплексы, жилые дома стали похожими на плывущего ската, на

грибы, цветы и т. д. Необходио отметить, что современная архитектура

потеряла национальные особенности, во многих странах возводят однотипные

сооружения, архитектура стала космополитичной.

В 20-х гг. созданы фильмы, которые стали этапными для советской и

мировой кинематографии: «Стачка» и «Броненосец "Потёмкин"» (оба — 1925,

режиссёр С.М. Эйзенштейн), «Мать» (1926) и «Потомок Чингис-хана» (1928, оба

— режиссёр В.И. Пудовкин). Крах фашизма, общая демократизация мира оказали

на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных

явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Появилось японское кино,

которое в лучших своих произведениях самобытно и глубоко национально.

Английское кино дало миру Хичкока, которого считают одним из

основоположников фильмов – ужасов, фильмов где используется мехпнника

массового психоза, массовой паники («Птицы»). Особое место занимает

американское кино, Основной поток фильмов определяли мелодрамы, детективы,

фильмы о шпионах. Свою нишу в мировом кино занимает Индия. Индийское кино

разнообразно, и наряду с музыкально-танцевальными драмами в нем немало

умных строгих реалистических и психодогически тонких картин.

Майя

Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до

конкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие

группу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и

относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до

образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от

них.

Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от

остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению,

что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и

Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны,

что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они

допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин)

плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики),

удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков

отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования

(глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны

приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от

гипотетического протомайя.

В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются

группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области

находится уастекская группа майяской семьи.

Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и

охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть

Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и

западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены следующие

разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся

индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили,

тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в

тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы,

северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность —

приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»),

живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около

600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и

инки), пожалуй, наиболее известны.

История заселения Америки

Современная наука позволяет утверждать, что Америка была заселена из

Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т. е.

приблизительно 30 тыс. лет назад.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. в Веракрусе и Табаско майяязычные

ольмеки создали первую цивилизацию в Центральной Америке. В этой стране,

почти лишенной строительного камня, пирамиды, лестницы и платформы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать