Культурно-досуговая деятельность на Руси

народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая

обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги

поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала

отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания,

когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько

веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась

в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми

же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые

скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни

скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой

силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная

сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным

смехом.

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни

постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи;

другие постоянно жили в городе и, наверняка, были профессионалами;

третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие

хозяйства, безусловно профессионалы.

В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в

дни праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные

игрица. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и

общественных пиров - братчин. В остальное время скоморохи мало чем

отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с

деревенским образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами

- ремёслами, торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до

некоторой степени условно) оставалось только время постов, все же

остальные дни они могли, особенно в больших городах, находить

применение своим способностям. По-видимому, постоянную работу

скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

Любопытство взаимозависимости искусства скоморохов с театром.

Причём обращу внимание на различие, обнаруживаемое между традициями

скоморохов "походных", т.е. странствующих вне зависимости от того,

были ли они городскими или деревенскими.

Замечу попутно, что возраст русского театра многие склонны

исчислять всего тремя столетиями ( в 1972 году исполнилось 300 лет со

времени устройства первого спектакля "Комедийной хоронины" при дворе

царя Алексея Михайловича), в известном смысле это верно. Но

театрализованные зрелища на Руси значительно старше. Я имею ввиду

театр народный, элементы которого отчётливо проступали ещё во времена

язычества. Несомненная роль скоморохов в процессе становления форм

русского народного театра.

Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно,

изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл

очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем

хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали

строго определённые песни, танцы и игры.

Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем.

Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл,

разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней

проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.

Заранее определённый распорядок обуславливал характер и

особенности искусства оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрица

был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые

закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из

таких обязанностей это то, что люди собирались на игрице по зову, по

сигналу скомороха.

Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они

играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем , что создал

народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное

произведение народного творчества в основном за счёт импровизации.

Походные же скоморохи значительную часть своего репертуара создавали

сами, а главное - их репертуар складывался уже независимо от игриц и

обрядов, и приобретал самостоятельный смысл и интерес.

Разность условий, в которых действовали походные и оседлые

скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась в

конце концов и на итоге их деятельности. Я имея ввиду различие форм, в

которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI

- XVII веков). Походные скоморохи оказались почти малоопытными

"хозяевами" таких театральных и близких им форм, как "Петрушка",

медвежья потеха, раек и др., т.е. форм мобильных, дающих возможность

устраивать представление без долгих приготовлений - активно

участвовали в процессе становления иной разновидности русского

народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя

Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е.

театр живого актёра.

Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе

и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это

особенно характерно для медвежьей потехи.

Популярность такого представления определялась не только

любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг

представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия

учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака

находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений

народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются

пародия и гротеск.

Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают

всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут

служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это

сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для

возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой

канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска

- столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым

зрителями.

Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в

качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и

сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную)

приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи

(настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться

с печатным словом.

На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия

для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга.

Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию

духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской

Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная

торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось

книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и

митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских

и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями

иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях,

в домах богатых вельмож.

Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами,

господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами

досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало

развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако

благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть

населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде

всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время

отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в

проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни

россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности

подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический

слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки,

всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов

неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие,

восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было

"затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели

крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом,

и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников.

Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть

до конца XVII века особых различий не существовало, но условия

городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в

приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции,

обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения

в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую

развитие досуговой деятельности до XVII века, замечу, что формы её не

отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости

от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной

группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную,

традиционную основу.

XBVIII - XIX Века

XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной

площадной культуры стало и отправной точкой, началом яркого и

сложного, хотя и сравнительно короткого пути, но об этом погодя.

Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать