Культурно-досуговая деятельность на Руси

Довоенный период 1917 - 1941

Второе и третье десятилетие 12 века в России отмечены крупнейшими

событиями. Революционные события, гражданская война внесли

существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой

деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой

государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв

общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры:

театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений

искусства.

Государство контролировало содержание деятельности учреждений

культуры, выделяло необходимые ассигнования.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу

по обучению людей, не получивших начального образования. В

библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах

создавались пункты ликвидации неграмотности

При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране

начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность.

Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В

выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на

классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на

острые злободневные темы.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием

гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом,

государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на

местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений

культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году

губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые

учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома

культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности

- колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали

появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.

С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить

новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.

Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства

на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину.

В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю,

эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно

стремительно. Этот процесс был связан с распространением так

называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое

требовало развлечения и зрелищ.

Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно

развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за

другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались,

синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие,

два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку,

завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и

социальным группам.

Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции,

рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения.

Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на

эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди

талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно

этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл

"молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить

презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства -

кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к

кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать

авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала

вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как

"малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного

процесса художественного творчества.

Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры

с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и

кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и

острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов

давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые,

как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в

выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в

нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.

Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной

эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными

признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали

дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его

потенциальных возможностях.

Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем

искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие

задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась

решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в

обогащении их духовной культуры.

На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм

досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского

населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь

и отмечающих религиозные праздники.

1941 - 1945 года

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и

ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и

для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание

клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй

половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек

уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт

и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных

работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой

военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс

на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного

времени.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек,

музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны,

разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами

хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением

Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические

подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского

патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры -

походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки

-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной

мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.

Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н.

Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.

Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных

жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая

постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню

лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в

которых лирика приобретает гражданскую окраску.

Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с

современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения,

стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал

нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н.

Мирозоянц и В. Резцова.

Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами.

Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для

художника становится пристальное внимание к разработке характера

советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы,

роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под

сомнение.

В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по

улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов

культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы

войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском

Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением

СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-

просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты

создавались в союзных республиках.

Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных

заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других

учреждений культуры.

1945-1990 года

В послевоенный период наметились изменения в культурных

потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени.

Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным

сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных

предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению

количества свободного времени; повышением образовательного уровня

населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами

урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением

телевидения.

В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых

учреждений обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала

развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы

политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной

степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать