Довоенный период 1917 - 1941
Второе и третье десятилетие 12 века в России отмечены крупнейшими
событиями. Революционные события, гражданская война внесли
существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой
деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой
государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв
общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры:
театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений
искусства.
Государство контролировало содержание деятельности учреждений
культуры, выделяло необходимые ассигнования.
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу
по обучению людей, не получивших начального образования. В
библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах
создавались пункты ликвидации неграмотности
При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране
начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность.
Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В
выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на
классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на
острые злободневные темы.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием
гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом,
государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на
местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений
культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году
губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые
учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома
культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности
- колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали
появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.
С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить
новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.
Русская эстрада, сформировавшаяся в самостоятельный вид искусства
на рубеже XX века, к 1917 году являло собой довольно пёструю картину.
В отличие от цирка, который имеет значительно более давнюю историю,
эстрада - искусство молодое, но развившееся необыкновенно
стремительно. Этот процесс был связан с распространением так
называемой "массовой" культуры, с ростом населения городов, которое
требовало развлечения и зрелищ.
Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно
развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за
другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались,
синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие,
два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку,
завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и
социальным группам.
Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции,
рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения.
Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на
эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди
талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно
этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл
"молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить
презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства -
кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к
кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать
авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала
вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как
"малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного
процесса художественного творчества.
Однако уже на дореволюционной эстраде выступали крупнейшие актёры
с высоко художественным репертуаром. В театрах миниатюр и
кинодиверсментах можно было услышать и смелый сатирический куплет, и
острую злободневную репризу конферансье. В творчестве лучших артистов
давали себя знать демократические корни эстрадного искусства, которые,
как и его ближайшие родственники, театр и цирк, рождалось на площади в
выступлениях гистрионов, фокусников, жонглеров, скоморошьих играх, в
нехитрых представлениях ярмарочных балаганов.
Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной
эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными
признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали
дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его
потенциальных возможностях.
Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем
искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие
задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась
решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в
обогащении их духовной культуры.
На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм
досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского
населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь
и отмечающих религиозные праздники.
1941 - 1945 года
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и
ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и
для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание
клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй
половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек
уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт
и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных
работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой
военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс
на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного
времени.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек,
музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны,
разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами
хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением
Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические
подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского
патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры -
походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки
-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной
мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.
Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н.
Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.
Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных
жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая
постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню
лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в
которых лирика приобретает гражданскую окраску.
Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с
современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения,
стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал
нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н.
Мирозоянц и В. Резцова.
Несколько медленнее осваиваются новые темпы разговорными жанрами.
Трудности усугубляются тем, что в это период, когда главным для
художника становится пристальное внимание к разработке характера
советского человека, к его психологии, изображение его жизни и борьбы,
роль и назначение малых форм в системе искусств ставится под
сомнение.
В ноябре 1944 года СНК РСФСР принял постановление "О мерах по
улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов
культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы
войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском
Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением
СНК в феврале 1945 года был создан Комитет по делам культурно-
просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты
создавались в союзных республиках.
Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных
заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других
учреждений культуры.
1945-1990 года
В послевоенный период наметились изменения в культурных
потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени.
Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным
сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных
предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению
количества свободного времени; повышением образовательного уровня
населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами
урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением
телевидения.
В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых
учреждений обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала
развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы
политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной
степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в