Культурно-досуговая деятельность на Руси

известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения,

основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами

внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади

придавала также разнообразная реклама: устная, живописная,

театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы

торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши.

Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных,

качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах

балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков

пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама

на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко

распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади

во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии,

иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама

существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с

первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с

открытием и завершением представлений в балаганах.

В самом деле, пестрота ярмарки, гулянья поражает. Там были

русские традиционные горы или качели мирно соседствовали с балаганом,

где итальянские заезжие комедианты разыгрывали пантомимы-арлекинады;

старинные наигрыши владимирских рожечников перебивались звуками

многочисленных шарманок; ярославский вожак с учёным медведем выступал

бок о бок с демонстрировавшим свои фокусы китайцам; отставной солдат-

раешник старался перекричать балаганного деда-зазывалу; тут же

Петрушка отбивал зрителей у балагана с учёными канарейками, а кабинет

восковых фигур соперничал с куклами, разыгрывавшими "Доктора Фауста".

Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны

содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего

оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские

костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей,

лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями

кустарных промыслов (ложки, игрушки, дуги, прялки) представляли для

глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос"

звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба,

стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX

веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в

трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой

челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это

преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными

выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность мелодического склада городских

песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком

ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её

стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют

отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные

стопы.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном

соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным

творчеством. В последние четверти века в России формируется

национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных

композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский,

Е.Фомин, Д.Кашин.

Русская песня исполняется в городском быту этого времени в

новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом

гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй),

а также с аккордовым сопровождением.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного

народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них

всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в

жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких,

"частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен.

Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в

последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с

точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина

(преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.

Сами частушки вполне определённо говорят о своих возможностях и

значении в жизни людей. Вот одна из них:

В песнях радость, в песнях горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу

Сердечку утешеньице.

Новизна частушек все же такова, что не позволяет

противопоставлять их старинным песням, говорить о разрыве с ними.

Частушки возникают на глубокой основе русских песенных традиций

развивают и обогащают их, вбирая в себя возможности и качества жанров

и видов русской крестьянской песни.

Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись

на свадьбах, при различного вида играх и хороводах во время

календарных праздников (святки, масленица, красная горка, семик и

др.), имели обрядовый, "утилитарный" характер, т.е. это были песни-

заклинания, просьбы, призывы, побуждающие участников обряда или игры к

какому-либо действию. У частушек, в отличие от их предшественников,

нет этого качества "утилитарности": они - "чистая" лирика, поются

обычно одна за другой без особого выбора, не обязательно

сопровождаются действиями (плясками).

Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них

активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее

время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В

послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили

дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с

применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала

более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои

собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I,

"ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы)

постепенно стали уступать место разного рода балам, которые

устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.

Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в

проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы

досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через

два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов

которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили

своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для

представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало

формирование в России системы культурно-просветительных учреждений.

Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая

петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге,

создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные

театры, которые я уже упоминала, организовываться художественные

выставки.

В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические

клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные,

литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли

узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских

кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг

общественной работе, направленной на развитие народного образования.

Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались

народные чтения в парках и садах.

К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали

из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети

образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные

и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки,

в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти

образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими

образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в

этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде

городского населения. В начале XX века в целях своего собственного

просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации:

"общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России

появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию

разумных развлечений для народа.

В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века

общественные формы просвещения все чаще стали использоваться

представителями различных политических движений для пропаганды своих

идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных

школах проводились беседы на политические темы или чтение политической

литературы.

Начало XX века также характеризовалось развитием различных

общественных организаций, в которые объединялись представители

интеллектуальных профессий. Это общества врачей, краеведов,

театральные и литературные общества. Как правило, подобные общества

были многочисленны по количеству участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать