тектура и изобразительное искусство начали стремительно разви-
ваться в связи с быстрым ростом численности городов и народонасе-
ления в них.
Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой пере-
работку микенского мегарона.
В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на
примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух
типажей.
Курос-юноша,воин,атлет с неодухотворенным лицом.Статуи-куро-
сы,были,как правило,обнаженными.
Коры-статуи девушек,были,как правило,одетыми.
Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался
человек.Украшениями служили пояса и браслеты.
В этот период расцветает искусство геометрического орнамента на
вазах.Появление растительного орнамента,которым украшались сте-
ны,полы и потолки в зданиях.Узоры на полу представляли из себя
мозаику.
Заключением гомеровского этапа была архаика-устаревшая по срав-
нению с классицизмом культура.
Прослеживается развитие и расцвет греческих городов-полисов,каж-
дый из которых являлся независимым государством.Во главе города
стоял базилевс.
Начался период расцвета рабовладельческой демократии.Все свобод-
ные были равны в правах независимо от имущества и принадлежности
к определенным сословиям.Воспитанием в людях патриотизма,здорово-
го в физическом и духовном отношении населения,занимались извес-
тные личности.К прежнему идеалу физической красоты добавился
идеал красоты духовной.
Совершенство человека определялось его духовной силой,и это в
свою очередь обуславливало возрастание авторитета искусства.Раз-
витие театра.Несмотря на свой малый размер,каждый греческий го-
род имел свой театр,и улицы каждого полиса украшались скульптура-
ми.
Воспитывалось новое поколение скульпторов.В период архаики воз-
никли различные скульптурные школы.Излюбленным материалом для
скульпторов становиться бронза,но на северо-востоке Пелопонеса,в
Коринфе,создаются скульптуры из мрамора.Большинство из этих
скульптур дошло до нас в качестве римских копий.
Куросы и Коры стали более близкими к натуре,были установлены
правила пропорций,шел спор об идеале.В женской скульптуре стала
удлиняться нога.Статуи данного периода были снабжены туфлями на
каблуках.
На главной площади города всегда находился главный храм города,а
также здание мегарона.Главная площадь украшалась скульптурами по-
бедителей Олимпийских и Дельфийских игр и скульптурами воинов и
богов.Строительство велось всей общиной.Оплата труда архитекто-
ров и скульпторов велась от имени общины.
Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в.
Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвяща-
лись верховному богу Зевсу.
Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гиган-
тское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э
рядом была установлена скульптура Зевса-Пантократора работы
скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров.
Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были
сделаны из самоцветов.
Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары
Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священ-
ной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоя-
нии трех шагов стояла аллея со статуями победителей предыдуших
Олимпийских игр.
Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнова-
ния по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),мета-
ние копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и
фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению.
В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представ-
лено менее 100 скульптур на конкурс.
Греки считали идеалом не только физически,но и духовное разви-
тие человека.В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной
основе представлялись театральные произведения.Наиболее значи-
тельные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах.
Дельфийские игры.
Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в
Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Апол-
лон считался покровителем искусств,большее внимание на этих иг-
рах уделялась искусствам.
Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выс-
тавленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выс-
тавлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест.
К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упо-
мянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Аппо-
лона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона бы-
ли уставлены скульптурами.Все сокровищницы и мелкие храмы-это
конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались
заказы на строительство главных храмов греческих городов.
Афины,Акрополь,Парфенон.
Афины были богатым городом,способным оплачивать любые нало-
ги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-пер-
сидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет
после этого ощущался великий эмоциональный подъем.
Сразу после победы над персами началось восстановление Афинско-
го акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не
стали,а использовали их камень для упрочнения фундамен-
та.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредо-
точением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне ре-
шили создать такой комплекс,который показал бы всему миру вели-
кое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.Там прожи-
вали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена
20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в гре-
ко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн
славы Афинам.
Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в те-
чении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построе-
но из белого мрамора,имело 92 метопы.Рассматривалась мифологичес-
кая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вы-
везены в британский музей.
Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый
резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не
только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины
держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея.
Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.Главными ее
представителями были Прокситель и Скопос.
Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвен-
ное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам приме-
нялся один волосяной покров.
Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его
главные произведения:"Дорифор","Раненая амазонка","Атлет из Олим-
пии".
Ученики Фидия:
Прокситель.
Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир".
Скопос.
Главные произведения:"Мавзолей"-надгробный памятник царю Мавсо-
лу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур
атлетов-победителей.Скопос делал головы,а его ученики изображали
фигуру.
Леохар.
"Апполон Бельведерский"
Лисипп.
Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атле-
тов.
Образование и воспитание античной Греции.
В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.
Афинская школа.
До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в
грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чте-
ние,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифарис-
тских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пя-
тиборье.
По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гим-
насиях,но обучаться могли там не все.
Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке ум-
ственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетическо-
го(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства.
Спартанская школа.
Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех
больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в
обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет.
Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисципли-
ны.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество де-
тей от различного количества женщин.Прототипами ВУЗов были фило-
софские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и
воспитания).
1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Ло-
ции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал един-
ство материального мира.
Анаксимандр-составил карту животного мира.
Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентричес-
кой системе.Определил и составил прогноз солнечных и лунных зат-
мений.
2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое
значение придавали числу.Были математиками-геометрами.
3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как
искусства спора.
4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба про-
тивоположностей,есть наука.
5)Эмпедокл.
6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по
форме и материям.
7)Софисты.
8)Сократ,Эвклид.
9)Антисфен.Основана Школа киников.
10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи.
11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стой-
ки,скептицизм.
Культура Древнего Рима
______________________
1)История развития.
2)Искусство Древнего Рима.
3)Наука Древнего Рима.
4)Культура Древнего Рима.
5)Наука и образование Древнего Рима.
В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Ита-
лией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и
Ремом(Ремулом).
Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов бы-