появляются наземные сооружения, увеличивается подземная часть. Такого
типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара - некрополе
Мемфиса. Они значительно совершеннее погребений культуры Негада. Здесь
можно отметить самое раннее применение камня в строительной технике и
появление свода.
Раскопав гробницы фараонов Аха и Джера в Саккара, ученые встретились со
странным явлением - наличием у этих же фараонов уже ранее найденных в
Абидосе гробниц, причем в некоторых из них были обнаружены стелы.
Следовательно, фараоны имели несколько захоронений, одно из которых было
местом погребения, другие являлись ложными — то есть кенотафами. По-
видимому, этот факт объяснялся традицией возводить гробницы в Нижнем и
Верхнем Египте, которая, несмотря на объединение страны, продолжала жить.
Нельзя с полной уверенностью утверждать, что гробницы в Абидосе являлись
ложными, поскольку и на территории некрополя Саккара было найдено несколько
мастаб с именем одного и того же лица. В гробницах Абидоса наземные
сооружения не сохранились. Фасады ряда царских погребений в Саккара были
подчеркнуты изображением бычьих голов, размещенных на невысокой приступке,
со вставленными в них настоящими рогами. Подобная традиция восходит к
глубокой древности. Во многих культурах эпохи верхнего палеолита можно
встретить подобные изображения животных, условно называемые натуральным
макетом. Объяснение этому явлению мы наводим в круге тотемистических
представлений. Прием выделения фасада гробниц в Саккара подтверждает
подлинность данных захоронений, ибо бык имел символическое значение в
культе правителя, как мы уже видели на додинастических палетках. Подобные
представления, видимо, распространялись и на цариц, поскольку фасад
усыпальницы царицы Хер-Нейт оформлен так же. Ее гробница представляла собой
монументальное сооружение с четким планом, состоящее из наземной и
подземной частей. Отделка погребальной камеры сочетала деревянные и
каменные конструкции, что было характерно для строительных приемов Раннего
царства. Ее украшали рельефные изображения львов — хранителей гробницы.
Эволюция формы гробниц наглядно иллюстрирует процесс имущественного
неравенства. В конце додинастического периода гробницы частных лиц
сравнительно мало отличались от усыпальниц правителей. Самые ранние
захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с
помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения
возникает традиционный вид надгробия - мастаба, получивший дальнейшее
развитие в строительной практике древнеегипетских зодчих. Древние города
Египта - Мемфис, Он (Гелиополь) и Абидос - были не только крупными
художественными центрами, но в первую очередь являлись средоточием
религиозной жизни. Здесь и в ряде других мест сложились основные
космогонические и теологические доктрины, определявшие мировоззрение своей
эпохи.
Мы уже много сказали о постройках, в которых жили египтяне, о
гробницах, где покоились их тела, но мы ничего не сказали о самих
Египтянах. Как они жили, как воспринимали окружающий мир, что знали о мире,
в котором жили?
Мировоззрение древних египтян " преломлялось в образной форме мифа, в
которой закрепился основной круг представлений о мире, связанных с его
происхождением и осмыслением. Хотя для египтян земля ограничивалась их
страной, а воды - Нилом, они знали о существовании космоса, который
олицетворялся солнцем, луной, небом и созвездиями, воплощавшимися в образе
богов. Миф, ставя извечный вопрос о начале мира, не дает логического
объяснения его происхождению, а сводит все явления к образному осмыслению.
Отсюда рождается свойственная мифу сложная символика, своеобразный
иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными
версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к
III тыс. до н.э.), основные функции богов уже определились, - об этом
свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и
культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе.
Египтяне рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки,
а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него
возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри
древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности -
бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис,
Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон
приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало
наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно
однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и
каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая
система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из
вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло
благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому.
Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских,
выкристаллизовываются определенные признаки, характерные для каждого
индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и
покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных
животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и
Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор
служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени,
означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как
сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был
больше связан с абстрактными представлениями. Приписываемый ему акт
творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове.
С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до
объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям.
Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо
этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и
животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии Хнума,
Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.
Мы видим, что для египтян существует культ богов. Они изображают их в
виде статуй, рисуют на постройках.
Итак, культура раннего царства становится прочным фундаментом, на
котором развивались все области искусства и философской мысли последующих
эпох, ибо на этом этапе происходит формирование специфических египетских
черт их общих приемов художественного отражения, свойственных многим
древневосточным культурам.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА.
Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это
определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры,
свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении
государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной
системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и
неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего
апогея.
Происходит расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом
которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к
семи чудесам света. Но путь к достижению совершенства пролегал через
длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает
гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных
сооружений из камня. Одним из ранних памятников монументальной каменной
архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера.
История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа,
прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика,
отождествленного греками богом врачевания Асклепием.
Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара
около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и
дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль
был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой
стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и
состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница
Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее
молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного
материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное
значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от
которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в
камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки
вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в
пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и
по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и
четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими
плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в
форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы
алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными
фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким
образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для