Мировосприятие древнего египтянина

появляются наземные сооружения, увеличивается подземная часть. Такого

типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара - некрополе

Мемфиса. Они значительно совершеннее погребений культуры Негада. Здесь

можно отметить самое раннее применение камня в строительной технике и

появление свода.

Раскопав гробницы фараонов Аха и Джера в Саккара, ученые встретились со

странным явлением - наличием у этих же фараонов уже ранее найденных в

Абидосе гробниц, причем в некоторых из них были обнаружены стелы.

Следовательно, фараоны имели несколько захоронений, одно из которых было

местом погребения, другие являлись ложными — то есть кенотафами. По-

видимому, этот факт объяснялся традицией возводить гробницы в Нижнем и

Верхнем Египте, которая, несмотря на объединение страны, продолжала жить.

Нельзя с полной уверенностью утверждать, что гробницы в Абидосе являлись

ложными, поскольку и на территории некрополя Саккара было найдено несколько

мастаб с именем одного и того же лица. В гробницах Абидоса наземные

сооружения не сохранились. Фасады ряда царских погребений в Саккара были

подчеркнуты изображением бычьих голов, размещенных на невысокой приступке,

со вставленными в них настоящими рогами. Подобная традиция восходит к

глубокой древности. Во многих культурах эпохи верхнего палеолита можно

встретить подобные изображения животных, условно называемые натуральным

макетом. Объяснение этому явлению мы наводим в круге тотемистических

представлений. Прием выделения фасада гробниц в Саккара подтверждает

подлинность данных захоронений, ибо бык имел символическое значение в

культе правителя, как мы уже видели на додинастических палетках. Подобные

представления, видимо, распространялись и на цариц, поскольку фасад

усыпальницы царицы Хер-Нейт оформлен так же. Ее гробница представляла собой

монументальное сооружение с четким планом, состоящее из наземной и

подземной частей. Отделка погребальной камеры сочетала деревянные и

каменные конструкции, что было характерно для строительных приемов Раннего

царства. Ее украшали рельефные изображения львов — хранителей гробницы.

Эволюция формы гробниц наглядно иллюстрирует процесс имущественного

неравенства. В конце додинастического периода гробницы частных лиц

сравнительно мало отличались от усыпальниц правителей. Самые ранние

захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с

помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения

возникает традиционный вид надгробия - мастаба, получивший дальнейшее

развитие в строительной практике древнеегипетских зодчих. Древние города

Египта - Мемфис, Он (Гелиополь) и Абидос - были не только крупными

художественными центрами, но в первую очередь являлись средоточием

религиозной жизни. Здесь и в ряде других мест сложились основные

космогонические и теологические доктрины, определявшие мировоззрение своей

эпохи.

Мы уже много сказали о постройках, в которых жили египтяне, о

гробницах, где покоились их тела, но мы ничего не сказали о самих

Египтянах. Как они жили, как воспринимали окружающий мир, что знали о мире,

в котором жили?

Мировоззрение древних египтян " преломлялось в образной форме мифа, в

которой закрепился основной круг представлений о мире, связанных с его

происхождением и осмыслением. Хотя для египтян земля ограничивалась их

страной, а воды - Нилом, они знали о существовании космоса, который

олицетворялся солнцем, луной, небом и созвездиями, воплощавшимися в образе

богов. Миф, ставя извечный вопрос о начале мира, не дает логического

объяснения его происхождению, а сводит все явления к образному осмыслению.

Отсюда рождается свойственная мифу сложная символика, своеобразный

иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными

версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к

III тыс. до н.э.), основные функции богов уже определились, - об этом

свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и

культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе.

Египтяне рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки,

а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него

возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри

древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности -

бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис,

Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон

приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало

наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно

однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и

каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая

система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из

вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло

благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому.

Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских,

выкристаллизовываются определенные признаки, характерные для каждого

индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и

покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных

животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и

Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор

служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени,

означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как

сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был

больше связан с абстрактными представлениями. Приписываемый ему акт

творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове.

С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до

объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям.

Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо

этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и

животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии Хнума,

Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.

Мы видим, что для египтян существует культ богов. Они изображают их в

виде статуй, рисуют на постройках.

Итак, культура раннего царства становится прочным фундаментом, на

котором развивались все области искусства и философской мысли последующих

эпох, ибо на этом этапе происходит формирование специфических египетских

черт их общих приемов художественного отражения, свойственных многим

древневосточным культурам.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА.

Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это

определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры,

свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении

государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной

системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и

неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего

апогея.

Происходит расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом

которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к

семи чудесам света. Но путь к достижению совершенства пролегал через

длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает

гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных

сооружений из камня. Одним из ранних памятников монументальной каменной

архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера.

История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа,

прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика,

отождествленного греками богом врачевания Асклепием.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара

около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и

дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль

был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой

стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и

состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница

Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее

молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного

материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное

значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от

которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в

камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки

вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в

пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и

по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и

четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими

плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в

форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы

алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными

фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким

образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать