овладевшего лучшими традициями мемфисского искусства. Мы знаем и имя
ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, его звали Иртисен.
Это был крупный художник 21 века до н. э., изобретатель особо прочных
инкрустаций, передавший свое искусство сыну, также крупному мастеру,
занявшему должность начальника работ.
На рубеже 21 и 20 веков до н. э. Египтянский престол переходит к новой,
XII династии. К власти приходит Аменемхет I.
В Файюме началось строительство новых ирригационных сооружений.
Время среднего царства справедливо считается одним из наиболее
значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта.
Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц
снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде
пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на
севере, порвав связь с гробницами предков,— шаг достаточно трудный, если
учесть мировоззрение древних египтян.
Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего
царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.
Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их
взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов
V—VI династий.
Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение
гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на
масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно
уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту.
Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко
изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных
каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к
середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили
другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня,
кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами,
соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в
основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не
удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой
груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники
были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно
воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше,
к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой
пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.
К власти приходит Сенусерт III. Происходит укрепление царской власти.
Изменившаяся обстановка положительно отразилась на культуре Египта.
Значительные изменения произошли и в области архитектуры. Укрепление
экономики позволило усилить строительство. Царские усыпальницы начинают
увеличиваться и завершаются грандиозным заупокойным ансамблем Аменемхета
III в Хавара. Хотя и здесь пирамида была сложена из кирпича и только
облицована известняком, однако в ней был ряд особенностей; например,
примечательна была погребальная камера, высеченная из цельной глыбы
отполированного желтого кварцита. Особенную же известность получил
заупокойный храм при пирамиде. Прославившийся под именем Лабиринта, этот
храм, по мнению Геродота, был даже замечательнее пирамид Древнего царства.
Его описали многие античные авторы как одну из важнейших
достопримечательностей Египта. Раскопки подтвердили эти описания. Храм
занимал площадь в 72 тысячи кв. м и состоял из многочисленных залов и
молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Столь резкое увеличение
масштабов пирамидного храма
Аменемхета III, в корне изменившее соотношения отдельных частей всего
комплекса зданий царской гробницы, подчеркивало роль этого храма как центра
общегосударственного культа фараона. Это подтверждается и характером
скульптур внутри храма и сооружением неподалеку от него двух колоссов
Аменемхета III из желтого блестящего кварцита, достигавших вместе с
пьедесталами 18 м высоту. Такое оформление пирамидного храма полностью
отвечало изменившемуся значению царской власти.
Стиль заупокойного храма отличался строгой монументальностью, чему
способствовали большие плоскости каменных монолитов перекрытий и ряды
монолитных же колонн. Колоннады Лабиринта исполняли ведущую роль в
оформлении и являлись его характерной особенностью.
Зодчие Среднего царства вообще значительно шире применяли колонну, чем
их предшественники. Начало этому было положено опять-таки мастерами средних
номов. Увеличение размеров скальных гробниц номархов, естественно,
вынуждало зодчих применять и большее количество колонн. В результате мы
видим и развитие портиков и появление трехнефных залов с более высоким
средним нефом. Одновременно обогащается и форма колонн. Помимо прежних
типов зодчие Среднего царства широко применяют колонны с каннелированными
стволами, увенчанными прямоугольными абаками (так называемые
протодорические колонны), и создают новый тип колонн, капители которых
украшены рельефными головами богини Хатор. Новым в храмовом строительстве
было появление и пилона, то есть оформление ворот в виде двух башен с узким
проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых,
покрытые позолоченной медью, ярко горели на солнце.
О гражданской архитектуре Среднего царства стало возможным судить
после раскопок города около пирамиды Сенусерта II в Кахуне.
Массивная стена делила город на две части. В большей, восточной части
находились дворец, дома знати, склады, в западной ютились маленькие домики
ремесленников. Все здания были кирпичные. Дворец и дома знати имели
каменные косяки, деревянные или каменные колонны, расписные стены,
бревенчатые или кирпичные сводчатые потолки. Дом знатного человека занимал
площадь размером около 41,4Х59,4 м и имел около семидесяти помещений. В
центре дома находился зал с колоннами, вокруг которого были расположены
внутренние комнаты. Дома же в западной части города представляли собой
жалкие лачужки, состоявшие вместе с дворами из четырех помещений. Улицы
города были слегка наклонены к середине, где находились выложенные камнем
стоки.
Таким образом, мы видим, что Среднее царство было важным и плодотворным
периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой
наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение
зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные
вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой,
рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников —
таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.
ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА
Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол XVIII
династии, правившей более двух веков. В начале XVI века до н. э. пал
последний оплот завоевателей - их столица Аварис - и гиксосы были
окончательно изгнаны из Египта. С этого момента страна вновь объединяется
вокруг Фив, фараоны ведут завоевательную политику.
Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской
мощи, никем уже не оспариваемой, утвержденной. И вместе, с тем это эпоха
баснословной роскоши правящей рабовладельческой верхушки. Одной силы,
одного утверждения ей уже мало. И потому грандиозность и пышность в
сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску
отличают искусство этой эпохи. С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы
фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей», напротив «Стовратных
Фив». Но хотя для гробниц отводятся глубокие, скрытые тайники, их
разграбление не прекращается.
Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение
божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого
строительства является храм.
Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы
лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и
наиболее известные архитектурные памятники. Такое положение Фивы заняли не
случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,
Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,
пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый
богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в
течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой
земли — Гомером:
„Фивы египтян,
Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых
по двести Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".[1]
До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех,
кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда
располагался город, все еще хранит следы его былой славы.
В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы
XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад
храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная
сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись
высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и
колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и
само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки,