Мировосприятие древнего египтянина

божеством солнечный диск под именем бога Атона.

Очень важно, что раскопки Ахетатона пополнили наши, в общем, скудные

сведения о гражданской архитектуре Египта, так как здесь были найдены

остатки и дворцов и жилищ различных слоев населения.

Дома богатых людей обычно стояли посреди большого участка, обнесенного

стеной, в которой было два входа — главный и особый для слуг. От главного

входа к дверям дома вела мощеная дорожка. Дома строились из кирпича, из

камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Парадная часть дома

состояла из центральной, приемной комнаты и двух-трех такого же назначения

меньших помещений. Жилую часть составляли спальня хозяина с умывальной,

женские помещения и кладовые. Все комнаты имели окна под потолком;

центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались

росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, сад с

плодовыми деревьями, цветами, прудом и беседками. Дома низшего городского

населения отличались от богатых усадеб и размерами и полным отсутствием

служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати,

составлявшие особый поселок за городом по дороге к гробницам.

Дворцы также строились из кирпича, и только колонны и обрамления

дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей — частной, где

находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для больших

приемов и иных церемоний. Обе части соединялись крытым переходом,

перекинутым через разделявшую их дорогу. Колонны дворца отличались большим

разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с

изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов

папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и фиников, и,

наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты

инкрустацией из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками.

Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха

фараона. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты

загородных дворцов, обычно группировались вокруг внутренних садов с

водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображение

растений и сцены из дворцового быта. Росписи полов воспроизводили нильские

заросли с цветущими лотосами, порхающими птицами и резвящимися среди

тростников животными. У некоторых помещений дворца стены были покрыты

фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. Из частной половины

дворца происходит известная роспись с изображением двух дочерей Эхнатона.

Выполненная в золотисто-розовых тонах, эта роспись поражает как колоритом,

так и естественными позами девочек.

При загородных дворцах находились большие сады с прудами и даже особыми

помещениями для зверинца.

Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их

территории обнесены стенами, вход оформлен в виде невысокого пилона с

мачтами. Однако храмы имели и ряд новых черт. Так, поскольку новые культы

совершались под открытым небом, храмы Атона не имели характерных для Египта

колонных зал, и колонны были здесь только в павильонах перед пилонами.

Чередование же небольших пилонов с огромными открытыми дворами, лишенными

портиков и наполненными рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам

известную сухость и однообразие. Далее, вследствие того что храмы строились

наспех, как и весь город, в основном из кирпича, они не отличались ни

монументальностью, ни качеством материала. Внешне, однако, храмы имели

достаточно нарядный вид благодаря широкому применению для их декорировки

цветных рельефов с позолотой.

Расцвету искусства Ахетатонома был положен внезапный конец. К власти

приходит Тутанхамон. Но, несмотря на крах правления Ахетатонома нельзя было

вычеркнуть все то новое, что было осознано и освоено мастерами Ахетатона.

Значение искусства Амарны не ограничилось только временем ближайших

преемников Эхнатона, оно сыграло существенную роль и в сложении

замечательного искусства периода XIX династии, а тем самым и всего

искусства второй половины Нового царства в Египте.

Искусство второй половины нового царства сопровождается правлением

Рамсеса II, который делает столицей Египта, свой родной город Танис,

названный им Пер-Рамсес (дом Рамсеса).

Так как фараон считал необходимым придать возможно больший блеск и

пышность столице, что и положило своеобразный отпечаток в первую очередь на

архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в

Карнаке.

Новые постройки Карнака отличаются стремлением к грандиозным масштабам,

которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было

продиктовано желанием новых царей затмить все построенное ранее. Никогда

еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали

таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой

пышностью. Так, воздвигнутый теперь новый пилон превзошел все прежние:

длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в

высоту.

Особенно значителен был новый зал Карнака. Он имеет 103 м в ширину и 52

м в глубину и сто сорок четыре колонны. Замечательны двенадцать колонн

среднего прохода высотой в 19,26 м (без абак), с капителями в виде

раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не

могут обхватить пять человек. Сохранившиеся частично доныне колонны и

перекрытия зала поражают своими масштабами.

Строительство в Фивах не ограничивалось, разумеется, Карнаком. Перед

вторым святилищем Амона, Луксорским храмом Аменхотепа III, теперь был

выстроен зодчим Бекенхонсу новый пилон с большим двором, окруженным

колоннадами. Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II,

удачно декорировавших фасад: четыре средние статуи (по две от входа) были

из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим, а у каждого края пилона,

как бы обрамляя ряд скульптур, находилась сидящая статуя царя из черного

гранита.

Монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном

берегу, и вырубленные в скалах гробницы фараонов, превосходившие по

размерам и декорировке все, что было здесь создано раньше.

Из заупокойных царских храмов следует особо упомянуть храм Рамсеса II,

так называемый Рамессеум (зодчий Пенра), в первом дворе которого стояла

колоссальная статуя царя — величайшая монолитная скульптура, весившая 1000

тонн и имевшая около 20 м в высоту.

Основные принципы оформления храмов были восприняты зодчими XIX

династии от их предшественников; однако было внесено много нового. Так,

продолжая развивать роль колонн, они ввели в употребление ставшее

впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов залов

колоннами в виде раскрытых цветов папирусов, сохранив для боковых проходов

колонны в виде связок не распустившихся стеблей. Залы как бы воспроизводили

нильские заросли, где расцветшие стволы папирусов возвышаются над рядами

еще не успевших распуститься стеблей. Такая трактовка зала хорошо

сочеталась с общей древней символикой храма как дома божества, в данном

случае — бога солнца, которое, по египетскому преданию, рождается из цветка

лотоса. Отныне крылатый солнечный диск, обычно рельефно изображавшийся над

дверью пилона, как бы вылетал из нильских зарослей. Однако если выбор общей

идеи оформления залов был удачным, то стремление придать возможно, большую

пышность зданиям привело к их перегруженности: тяжесть огромных перекрытий

обусловила увеличение объема колонн и слишком частое их расположение,

желание всячески украсить здание побудило покрывать рельефами и текстами не

только стены, но и стволы колонн.

Следы строительной деятельности Рамсеса II имеются по всему Египту.

Среди его храмов в первую очередь необходимо назвать храм, целиком

вырубленный в скалах Абу-Симбела (Нижняя Нубия) и являющийся вообще одним

из виднейших произведений египетского искусства. Следуя примеру своих

предков, стремившихся закрепить покорение Нубии сооружением там не только

крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ,

однако храм в Абу-Симбеле превзошел все когда-либо созданное здесь

фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей — всеми возможными

средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов

святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой

идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой

как бы переднюю стену огромного пилона, перед которым возвышаются статуи

Рамсеса II. Высеченные из скалы и достигающие 20 м в высоту, эти исполины

издалека видны всем плывущим по Нилу. Поразительно сохранение портретных

черт в колоссах такого масштаба. В выборе места для храма сказалось столь

свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом

окружающей местности: храм, расположенный высоко на западном берегу Нила,

освещается первыми лучами солнца, от которых гигантские скульптуры внезапно

окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне

отбрасываемых ими иссиня-черных теней.

Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи

фараона. Образ Рамсеса вообще господствует в храме: над входом высечено

скульптурное изображение его имени, в первом помещении святилища потолок

поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя,

стены залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем

помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов,

которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте

имеется и статуя самого Рамсеса. Внутри стены храма покрыты великолепными

рельефами, также прославляющими Рамсеса II, перед нами проходят сцены его

военных побед, битвы, выразительные фигуры пленных иноземцев.

На дальнейшем развитии египетского искусства конца нового царства

(вторая половина 13 в. – 11 в. до н. Э.) тяжело сказались изменения в общем

положении страны. Длительные войны, усложнилась внешняя обстановка.

Создавшаяся историческая обстановка пагубно отразилась на развитии

искусства. Крупное строительство прекращается после смерти второго фараона

XX династии Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в

Карнаке и монументальный заупокойный храм с дворцом на западе Фив.

Среди рельефов этого храма особо следует отметить знаменитую сцену

охоты на диких быков. В дальнейшем в течение долгих лет не производилось

крупных построек.

Итак, закончился довольно большой период искусства Нового царства.

Построено много храмов, красота которых заставляет нас восхищаться.

Глядишь на эти произведения искусства и не находишь слов, чтобы передать

всю их красоту, их величие, грацию, изящество.

Остается еще один период, который носит название – искусство позднего

времени.

К концу второго тысячелетия до н. э. Египет вступает в период упадка. В

результате непрекращающихся войн египетское государство распалось на ряд

отдельных царств.

Придя к власти Шешонк I объединил весь Египет, пытаясь вернуть стране

прежнее значение в Азии и даже захватил Иерусалим, но и это не помогло

Египту. В конце 8 века до н. Э. Египет был покорен ассирийцами. Затем

объединен правителями западной Дельты в союзе с греческими городами,

образовав XXVI династию со столицей в Саисе.

Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину.

Но несмотря на все это при фараоне Шешонке и фараоне Тахарке были

произведены последние крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще

один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5

м, в ширину 113 м и в толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, проход

посередине нового двора был оформлен в виде монументальной колоннады, с

капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам

предшествующие аналогичные сооружения Карнака, эти памятники не внесли,

однако, чего-либо нового в египетскую архитектуру, также как и царские

гробницы рассматриваемого периода.

Вот и закончилось наше знакомство еще с одним периодом искусства

древнего Египта.

Мы проследили за развитием искусства древнего египта от

Додинастического периода до Позднего времени и кажется, что мы сами, своими

глазами увидели все, что создавалось на протяжении этого времени.

Не удивительно, что искусство Египта явилось богатым вкладом в

сокровищницу искусства древнего мира, а следовательно и мирового искусства.

Литература:

1. Л.Д. Любимов Искусство древнего мира. Москва, «Просвещение», 1980 г.

2. М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.

3. Н.Л. Померанцева Искусство древнего востока. Москва. «Искусство», 1998

г.

План:

1. Введение

2. Додинастический период

3. Искусство времени древнего царства

4. Искусство времени среднего царства

5. Искусство времени нового царства:

Искусство времени XVIII династии

Искусство времени Эхнатона

и его преемников (Амарнское искусство)

Искусство второй половины нового царства

6. Искусство позднего времени

7. Выводы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема «МИРОВОСПРИЯТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА»

Выполнила: ст. гр. 99 ЗДУ1

КЕРМАЛОВА Е.Н.

Проверила: к.и.н., старший преподаватель

КИРЬЯНОВА Н.В.

Пенза, 1999 г.

-----------------------

[1] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 93

[2] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 99

[3] М.Э. Матье. Искусство древнего Египта. Москва, Искусство», 1970 г.,

стр. 100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать