Московский кремль и Красная площадь

потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением Божьей

воли2. Таким образом, Лобное место бывало свидетелем сближения царя с

народом: на него восходил государь, чтобы говорить со своими подданными.

Это была царская кафедра, царский трибунал.

На чертеже Москвы времен Федора Борисовича Годунова этот городской амвон

объясняется так: "Налобное место, или возвышенный помост, конклав,

построенный из кирпича; там во дни молебствий патриарх возглашает некоторыя

молитвы, также объявляются царские указы".

По свидетельству Майерберга, "там совершались торжественно священные

обряды, обнародовались царские указы и царь, или боярин его, обращал слово

свое к народу". Олеарий называет Лобное место "театром прокламаций" (местом

ораторских речей). Польские послы в своем донесении королю в 1671 году при

описании этого места замечают, что здесь государь раз в год являлся перед

народом. Здесь же объявлялся народу наследник престола, когда ему

исполнялось 16 лет. Это подтверждает и английский доктор царя Алексея

Михайловича Самуил Коллинс, приехавший в Россию в 1659 году. Он говорит:

"Когда царевичу исполнится 15 лет, его ведут на площадь и ставят на

возвышенное место, чтобы весь народ его видел и тем мог предохранить себя

потом от обмана, ибо в России являлось много самозванцев. До сего обряда

царевича видят только приставленный для его воспитания и некоторые из

главных прислужников"3.

Этими действиями весьма ясно оправдывается название Лобного места царевым.

На Лобном месте совершались некоторые церковные обряды. Издревле, например,

там останавливались крестные ходы в своем шествии, и архиерей с

запрестольными крестами и святыми иконами восходил на Лобное место,

обставляемое тогда хоругвями, и после сугубой ектеньи осенял предстоящих

животворящим крестом на четыре стороны.

Но самым торжественным и великолепным из церковных обрядов, совершавшихся

на Лобном месте, был обряд шествия митрополита, а впоследствии патриарха на

осле в неделю Ваий.

Обряд этот совершался в подражание входу Иисуса Христа в Иерусалим. До

литургии ход отправлялся из Успенского собора через Спасские ворота к

церкви в Покровском соборе, символизировавшей вход в Иерусалим. Облеченный

святительским саном, патриарх оттуда с освященным собором, сопутствуемый

царем и его приближенными, следовал на Лобное место и там раздавал

освященные им вербы и вайи царю, архиереям, боярам, окольничим и думным

людям. В продолжение чтения Евангелия протодиаконом приводили к подножию

Лобного амвона белого коня, снаряженного наподобие осла. Сев на него боком,

патриарх с Евангелием в одной руке и с напрестольным крестом в другой ехал

через Спасские ворота к Успенскому собору, а "осла" вел за повод сам царь,

а иногда боярин. На пути шествия патриарха (длиной 234 сажени) сто отроков

постилали красные сукна и по примеру еврейских детей, встречавших Иисуса

Христа в шествии Его в Иерусалим, бросали к стопам иерарха сорванные с себя

одежды. В этом шествии на великолепных санях белые кони везли огромную

вербу, украшенную искусственными цветами и плодами. Перед патриархом и

царем дьяконы пели евангельские стихи, а певчие правого и левого клироса

повторяли их попеременно, и голоса их сливались со звоном колоколов. На

Спасском мосту стояли шесть кадок с богато убранными вербами и при них

малые певчие. С приближением святителя они восклицали: "Осанна! Благословен

грядый во имя Господне! "

Такое торжественное шествие останавливалось у южных дверей Успенского

собора, в котором патриарх служил божественную литургию.

С кончиной последнего патриарха отправление такого обряда в неделю Ваий

прокрашено, но воспоминание о нем долго сохранялось в ежегодной выставке и

продаже разукрашенной вербы около Лобного места в Лазареву субботу. Гулянье

это, как мы уже говорили ранее, началось в царствование императрицы Анны

Ивановны.

Покровский собор

Покровский собор ( храм Василия Блаженного ) построен зодчим Постником

Яковлевым в 1555 – 1561 годах. Возможно, Иван Грозный приурочил день штурма

Казани ко дню первого чисто русского церковного праздника Покрова. Собор,

посвящённый этому празднику, стал неофициально называться храмом Василия

Блаженного при царе Фёдоре, когда в нём был похоронен противник царя Ивана

- юродивый Василий. Собор, первоначально кирпичный, с деталями белого камня

и отдельными изразцовыми деталями, был расписан по фасаду в первой половине

17 века.

В 1680 году на подклёте собора были размещены тринадцать алтарей,

стоявших на Красной площади на местах казни бояр. Тогда же были перекрыты

наружные галереи, лестницы же преобразованы в крыльца.

Опустошённый и разграбленный в 1812 году французами собор был в первой

четверти 19 века окружён торговыми постройками, снесёнными 1834 году.

Первые попытки восстановления собора Покрова на Рву относятся к 1880 году.

Его научная реставрация велась под руководством Д. Сухова с 1921 года и

прервалась с Великой Отечественной войной. Работы возобновились в 1954 –

1955 годах с участием Н. Соболева и Н. Сычёва.

Исторический музей

Исторический музей построен в 1875-1881 гг. архитектором В.О.Шервудом.

Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и

стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают

кремлёвские. Открылся музей в 1883 г. Русские учёные, историки, археологи

писали: "События великого прошлого, деяния предков наших предстанут как бы

воотчию перед тысячами людей, разнесутся молвою по всему обширному

Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим". Исторический музей

хранит более четырёх миллионов экспонатов. На том месте, где выстроен

Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые

годы после его основания Московский университет.

В одном из залов Исторического музея хранится немало уникальных

исторических экспонатов, принадлежавших жителям древнерусского государства.

Все они были найдены в разных местах нашей Родины и относятся в основном к

IX-XIII векам.

На витрине под общим названием "Внутренняя политика древнерусского

государства" выставлены такие интересные вещи, как Радзивиловская летопись

XV века (копия миниатюры) с изображением Владимира Мономаха, вручающего

своему сыну Андрею Владимировичу княжеский меч, Русская Правда XI в.,

берестяная грамота с упоминанием о Руси, найденная на Новогородских землях

и относящаяся к XII в., привеевка со знаком Рюриковичей XI в., русские

великокняжеские печати, перстень с изображением княжеского знака и др.

Наиболее понравившимися мне экспонатами на этой витрине являются отлично

сохранившиеся первые русские монеты конца IX - начала X вв. и десятки монет

XI в. Также интересен и Изборник киевского князя Святослава Ярославовича

1073 года с рукописным текстом-письмом и рисунками-знаками зодиака.

Переходя к следующей витрине, мы от государственных и княжеских вещей

переносимся в окружение предметов, использовавшихся на Руси в быту

крестьянами. На витрине "Русская деревня в IX-XIII вв." выставленные

экспонаты разделены на несколько экспозиций. Наральник, сошники, топоры,

косы-горбуши, оковка лопаты, серны, жернов, глиняные "хлебцы" и горшки

относятся к "Земледелию". К "Рыболовству и охоте" принадлежат крючки,

грузила, блесны, остроги, наконечники охотничьих стрел. В разделе "Ремесло"

представлены фрагменты болотной руды, инструменты для обработки металла,

дерева, кости, керамическая посуда. Такие вещи, как шерстяные шпаки, спица

для кудели, костяной кочедык, игла, пряслица для веретена, фрагменты воска,

вязаные изделия, относятся к разделу "Домашние промыслы". Из бытовых

предметов здесь есть костяные гребни, ножницы, ножи, кресало, светец, замки

и ключи. И еще один раздел - "Животноводство", включающий в себя ботало,

глиняные фигурки баранов, берестяную грамоту о покупке коровы.

На других двух витринах располагаются не менее интересные экспонаты -

ювелирные изделия и украшения. На витринах "Восточнославянские племена XI-

XIII вв." нашему вниманию представлены комплексы украшений Вятичей,

Радимичей, Северян и Кривичей, а также предметы мужского костюма Кривичей,

Новогородских Славян и Дреговичей. Все изделия немного отличаются друг от

друга материалами, из которых они сделаны: у одних это серебро, у других -

полудрагоценные камни. Так как у разных племен были свои традиции и обряды,

то и украшения, принадлежавшие разным народам, тоже имеют в себе какие-то

особенные, неповторяющиеся детали. Чаще всего можно видеть бусы или

украшения, носившиеся на шее, хотя иногда попадаются и кольца или перстни.

Ну и, наконец, последняя витрина - "Язычество на Руси - Христианство в

Византии". Здесь экспонаты подобраны таким образом, что сразу видна разница

между двумя непохожими друг на друга вероисповеданиями. К язычеству тут

относятся всевозможные амулеты, всегда носившиеся славянами, верящими в их

помощь, с собой, идолы с изображениями языческих богов, выточенными из

камня, от совсем маленьких до больших по размеру. Переходя к предметам,

относящимся к христианству, стоит затронуть еще один интересный экспонат -

Радзивиловскую летопись XV века, состоящую из нескольких фрагментов и

изображающую присягу Игоря и его воинов-язычников, крещение Ольги в

Царьграде царем и патриархом, совет Владимира Святославовича с боярами и

дружиной о месте принятия христианства Русью. Следующий раздел этой же

витрины, "Культовые предметы из византийских провинций", включает в себя

предметы византийской церкви: керамические иконы с изображениями святой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать