Московский кремль и Красная площадь

Елизаветы, святого Георгия, архангела Михаила на коне, кресты, кадило,

лампадофор. При осмотре данной витрины хорошо видна разница не только между

двумя разными религиями, но и государствами.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного

Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-

таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в

нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и

окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких

мест, как Исторический музей, было больше.

Воскресенские ворота

В Воскресенском проезде. Построены были Воскресенские триумфальные ворота в

1680 году при царе Алексее Михайловиче. Над двухпролетным арочным проездом

возвели каменные палаты с двумя восьмигранными шатрами.

Позже, во второй половине 19 века, построили по обе стороны ворот здания

Исторического музея и Городской Думы.

В начале 30-х годов 20 века Воскресенские ворота снесли, когда проводилась

реконструкция Красной площади.

В настоящее время Воскресенские ворота восстановлены.

Казанский собор

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был

построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за

избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о

погибших в этой войне русских воинах. Это - первый храм, восстановленный в

Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Москве. Она была

обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка

Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей

место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка

рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона

действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом

Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за

сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского

ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до

последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена

недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в

Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя

Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву,

занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города

было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен.

По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в

Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что

"предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и

Россия будет спасена". 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город,

а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои

средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской

иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и

самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке,

где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом

храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько

раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни.

Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по

соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из

Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать

- восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между

торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле,

и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в

1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии

-царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В

XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью

соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор

можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали

уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной

парадной формы XVII века - "золоченые латы, красные плащи и белые с

золотыми концами крылья". Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе

Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком.

"Царь царей и Господь господствующих" восседает на белом коне и облачен в

"одежду, обагренную кровию". Воинства Его в белых одеяниях (виссонах)

следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского

собора - сочетание красного, белого и золотого цветов - совпадает с цветами

одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном

случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический

смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет

выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом

крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет - цвет святости

и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и

возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского

собора как воинского храма православной Москвы - "щита и меча" всей России

и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над

диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной

площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей,

открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному

месту - московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась

образом Града Божия - храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство

сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее

помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в

русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего

настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей

личности и замену ее на "личину". Антихрист, лживо выдающий себя за мессию,

будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию

от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех

христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября - к Казанскому собору из Кремля

устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению

патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного

шествия, шла "по градам" - по крепостным стенам Китай-города, Белого и

Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и

затем Аввакум, - "ревнители благочестия", не принявшие церковную реформу

патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной

Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту

с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и

коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были

отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу

Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском

проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского

собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года

состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий

при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то

праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время

студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски

собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы

его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По

мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году

Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником

восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о

возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также

совершались снова в Казанском соборе.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание

собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою

Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь

Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской

иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен

только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что

она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной

Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.

Троицкий мост

Каменный Троицкий мост был построен через реку Неглинную в 1516 году

(теперь здесь раскинулся Александровский сад). Тогда же была сооружена и

Кутафья башня. Сейчас это единственная сохранившаяся из предмостных башен

Кремля. Она была окружена подъемными мостами через ров. По сей день у

боковых ворот можно увидеть щели для цепей подъемных механизмов. По

Троицкому мосту проходила дорога к хоромам царицы и царевен, ко двору

Патриарха.

Александровский сад

Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I

«Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с

избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу

устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в

1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением — возродить

первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к

проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в

среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой,

послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть»

Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и

за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную

площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично,

что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил

мемориальное значение — в память победы над Наполеоном и в знак возрождения

Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во

главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года —

Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть,

постаравшаяся в 1920-е гг. вытравить из российской топонимики все,

связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада

— он всегда оставался таковым.

За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью

почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада

напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные

чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в

сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота,

наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к

50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному

герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это

выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором

сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.

В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка,

выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова.

Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно

памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года

стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины».

Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов

приходится напоминать, что грот не только украшение парка — он напоминание…

Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского

слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной

архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они

выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно

«археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители

колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами

предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную

столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего

Осипа Ивановича Бове.

Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой.

Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события

русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от

грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы

российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два

памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем

в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом,

появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.

Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне

готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в

торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным

с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании

Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был

поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по

образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен

конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов

остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте

архитектора С. А. Власьева. 10 июля памятник был открыт. Официальное его

название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома

Романовых.

Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом,

ниже которого располагался герб Романовых — лев со щитом и мечом. Еще ниже

были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской

Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в

Верхний сад.

Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская

революции… В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это

тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению

В. И. Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до

наоборот. И вот в 1918 г. монархический памятник стал революционным: на

месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех

времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы

от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966

году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и

находится теперь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать