Московский кремль и Красная площадь

Аpсенале музей войны 1812 года. Поэтому стены здания были укpашены лепными

военными атpибутами, вдоль юго-восточного фасада Аpсенала выставлено 875

тpофейных пушек, отбитых pусскими войсками у аpмии Наполеона. Сpеди этих

пушек: фpанцузских- 365, австpийских - 189, пpусских - 123, неаполитанских

- 40, баваpских - 34, итальянских -70, голл ндских -22. Пpавда, и на

этот pаз музей оpганизован не был. Но пушки у здания Аpсенала остались. В

1960 году вдоль южной стены были pазмещены пушки, отлитые pусскими

мастеpами XVI-XVII веков Андpеем Чоховым ("Тpоил"), Маpтьяном Осиповым

("Тамаюн"), Яковом Дубиным ("Волк") и дpугими. Почти все оpудия имеют

клейма, где указаны дата отливки, имя мастеpа и вес. Во вpемя последних

pеставpационных pабот , пpоведенных в Кpемле, были отpеставpиpованы и эти

пушки. Тепеpь особенно видно великолепное мастеpство художественного

исполнения оpудий и лафетов.

Государственная Оружейная палата.

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было

занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате

Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние

акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной

палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до

указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана

Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской

сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов,

церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя

столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности,

хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных

ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и

иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников.

Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи

московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с

крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные

посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки,

драгоценные тк ни, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В

период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что

для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским

соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой

четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название

"казенный двор". Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило

название "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища

московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора

составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в

художественных мастерских, или "палатах". Своим названием ныне

существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной

палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а

также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много

первоклассных образцов, дел ющих честь русскому оружейному мастерству. На

территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой -

седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных

церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и

Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из

привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и

самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой

и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное

количество золотых украшений. Непоправимый урон кремлевской сокровищнице

был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После

его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать.

Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский

вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне

драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве польских интервентов

(1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена.

Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность

кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они

переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и

политического роста государства, было создано множество

высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства.

В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных м стерских

Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие

московские мастера были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не

менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные

веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой,

Петр при-казал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи

передать в Оружейную п лату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал

от-ремонтировать помещение п латы и изготовить дубовые шкафы, чтобы

"...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не

ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он

повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и

все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из

Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища

объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и

передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем

Оружейная палата стала настоящим музеем. В 1844 году петербургский

архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового

здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого

здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции представлены

предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XIII-XVIII веков:

луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья,

боевые топоры. В двух залах собраны замечательные про-изведения русских

мастеров золотого и серебряного дела XII-XIX веков. Единственная в мире по

своей полноте и уникальности экспонатов коллекция тканей и одежд XIV-XIX

веков содержит лучшие образцы художественного ткачества, шитья золотом,

серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского,

испанского, французского и русского производства. Среди даров русским

царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее,

- работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров

XV-XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой

кости. Выст влено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-

XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и

ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так

называемая конюшенная казна - парадное конское убранство работы русских и

иностранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый -

произведение искусства. Оружейная палата - одна из богатейших мировых

сокровищниц - продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно

пополняется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными

государственными учреждениями, а также частными лицами.

Грановитая палата.

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского

дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал.

Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена

в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством итальянских

архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким

силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством

главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и

название), начинающимся от подклетного этажа и заканчив ющимся ниже

карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с

крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и

просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех

сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке

из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола

Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века

Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В

1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее

подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно

отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными

наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали

цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время

нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее

восстановили. В 80х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы

расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на

протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского

госуд рства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались

иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола,

заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать