Натюрморт в Импрессионизме

односторонность импрессионистского восприятия предмета только лишь

мимолетном моменте беспрерывного, не знающего покоя движения сменяется у

Сезанна другой крайностью - восприятием его в момент абсолютного, ничем не

нарушенного покоя вечности. В произведениях последнего периода творчества

Сезанн в известной степени преодолевает этот свой недостаток - его

композиции становятся динамичнее, эмоциональнее, подавляемое раньше чувство

природы чаще находит себе единственный выход.

Русский натюрморт XIX века.

Русская культура на рубеже веков имеет самое непосредственное

отношение к истории импрессионизма. А Москва, наряду с Парижем и Нью-

Йорком, является третьим городом мира, где перед первой мировой войной была

сосредоточена лучшая часть импрессионистического наследия. Это заслуга

представителей двух старинных купеческих фамилий – Щукиных и Морозовых,

обогативших нашу столицу в начале века уникальными коллекциями новейшей

французской живописи, от Моне до Пикассо.

В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия

натюрморт был явлением сравнительно редким. И только на рубеже прошлого и

нынешнего веков он вырос в художественное явление мирового значения.

Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает

пробуждаться в 80- х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит

здесь работам И. И. Левитана (1860 - 1900). Они не велики по размеру,

скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны:

букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на

нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности более

убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Однако в эти

годы в творчестве К. К. Коровина (1861 - 1939) и В. А. Серова (1865 - 1911)

можно ощутить новые веяния.

Характер новых тенденций можно определить, как стремление художников

связать натюрморт - сюжетно и живописно - с окружающей средой. "Мертвую

натуру" выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают

с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В

натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его

жизненного уклада, наконец - его настроения.

Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые

тенденции. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника

В. Д. Поленова - "За чайным столом" (1888, музей-усадьба В, Д, Поленова).

Картина написана почти в пленэре - на террасе загородного дома. За столом

сидит жена художника, рядом мирно беседуют ее сестра и сестра самого

Поленова - обе молодые талантливые художницы. Целью живописца было передать

ощущение теплого летнего дня, прелесть непринужденной дружеской беседы.

Бодрящая свежесть, исходящая от солнечной зелени, от молодых лиц, в большей

мере создается и натюрмортом - этим зрелищем красных спелых ягод в белой

тарелке, белизной свежей скатерти, молоком, налитым в высокие прозрачные

стаканы. Внутреннее, эмоциональное единство, в котором находится все

изображенное на картине, достигается, прежде всего, чисто живописным

решением полотна. И фигуры людей, и пространство природы, и предметы

сервировки накрытого стола - все написано с учетом той световоздушной

среды, которая их окружает. Пронизана солнцем зелень сада, отбрасывает

зеленоватый свет на лица людей. Зеленоватыми и золотыми бликами искрится

самовар в центре стола. Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и

вместе с тем пропуская свет. Легкие холодные тени лежат на скатерти, на

белой, тщательно отглаженной блузе молодой женщины; в свою очередь, свет,

отраженный от блузы, от скатерти, еще более высветляет те немногие легкие

тени, которые есть в картине.

В этой работе Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта.

Стремление художника расширить границы натюрморта, теснее связать его с

человеком, с окружающим миром приводит во многих случаях к органичному

слиянию этого жанра с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью.

Изображение "мертвой натуры" становиться здесь более многозначительным,

превращается в активное средство раскрытия образа. И это характерно не

только для начальных этапов, но и для всего периода развития натюрморта

конца XIX- начала XX веков. Особенно связь натюрморта с пейзажем

прослеживается в творчестве К. А. Коровина и Э. Грабаря.

И. Э. Грабарь – художник не только другого поколения, но и несколько

другого направления, чем К. Коровин, но его также причисляют к лучшим и

типичным представителям русского импрессионизма.

Но К. Коровина и Грабаря можно объединять, лишь слишком широко и общо

понимая импрессионизм как искусство впечатления и, так сказать, оптического

восприятия и трактовки природы. Но за этим общим начинается существенное

различие и в самом конкретном восприятии.

Именно в творчестве этих художников много работ, которые можно

назвать натюрмортом в чистом виде. Именно в их искусстве новые тенденции

нашли свое наиболее отчетливое выражение: натюрморт становиться выразителем

настроения человека, он органически соединяется - и по содержанию и чисто

живописно - с той жизненной средой, в которой существует этот человек.

В работах Грабаря всегда ощущаешь отражение чьей-то жизни. Вспоминая

свои работы, Грабарь рассказывает, что большинство из них было почти

целиком "увидено" им в реальной бытовой обстановке, в загородном имении его

друга художника Н. В. Мещерина, где очень любили цветы, и где

разнообразнейшие букеты ставились круглый год. Там были созданы "Цветы и

фрукты на рояле" (1904, Русский музей), "Сирени и незабудки" (1904, Русский

музей). Они потребовали, по свидетельству самого художника, совсем

незначительной компоновке, подсказанной к тому же натурой.

Как позволяют судить воспроизведения, очень интересна одна из ранних

работ этой группы - полотно "Утренний чай" (1904, Национальная галерея,

Рим). "Стояло дивное лето, - пишет художник. - Для утреннего чая стол с

самоваром накрывался в примыкавшей к дому аллее из молодых лип… на ближнем

конце длинного, накрытого скатертью стола стоял пузатый медный самовар в

окружении стаканов, чашек, вазочек с вареньем и всякой снедью… Весь стол

был залит солнечными зайчиками, игравшими на самоваре, посуде, скатерти,

цветах и песочной дорожки аллеи". Сходная тема развита в картине "За

самоваром" (1905, ГТГ), этой по выражению художника, "полунатюрмортной"

вещи. Здесь, по-видимому, изображена одна из племянниц Мещерина, позднее

ставшая женой Грабаря. Ощущение домашней теплоты и тихого уюта сумерек

создается мерцанием тлеющих углей в самоваре, мягким, приглушенным

поблескиванием хрусталя. Его грани отражают холодный свет гаснущего дня.

Притихшая за чаем девочка, кажется, всем существом ощущает наступившую

тишину. "Меня занимала главным образом игра хрусталя в вечереющий час,

когда всюду играют голубоватые рефлексы", - писал позже художник.

Тесное соединение специфически натюрмортных задач с задачами пленэрной

живописи, наметившееся, как нечто новое, еще в коровинском полотне "За

чайным столом", находит место в "Дельфиниуме" (1908, Русский музей). Ваза с

высокими синими цветами написана на садовом столе под деревьями. И ваза и

скатерть - все в световых бликах, в скользящих тенях от ветвей берез,

окружающих стол. Характерно, что даже созданное в закрытом помещении

большое полотно "Неприбранный стол " (1907, ГТГ) кажется написанным в саду

- так много в нем света и воздуха.

Один из наиболее значительных натюрмортов Грабаря - "Хризантемы"

(1905, ГТГ). Здесь внутренняя объединенность всех предметов, создающая

единое настроение и единое эмоциональное состояние, решена с блестящим

мастерством. В центре накрытого стола - большие букеты пушистых желтых

цветов. Сумеречный свет, щарящий в комнате, где окна заставлены цветами,

лишает предметы четкости форм и контуров. Он превращает фарфор и хрусталь

на столе в сгустки голубых, зеленых, бирюзовых и лимонно-желтых бликов. В

прозрачных сумерках лимонно-желтые хризантемы кажутся излучающими

своеобразное свечение. Отблески этого света лежат на скатерти и хрустале,

им вторят желтые тона, проскальзывающие в зелени у окон, на крышке рояля.

Густой синий, почти лиловый цвет вазы по контрасту сообщает этому желтому

свечению особенную остроту: он тоже дробиться в бесчисленных гранях

хрусталя, сливается с общим тоном голубоватых сумерек. Сложная, построенная

на контрастах и все же единая цветовая симфония придает чисто бытовому,

даже несколько банальному мотиву приподнятое звучание, окрашивая его в

романтические тона.

Сам художник считал свои натюрморты 1900-х годов созданными под

влиянием импрессионизма. "Сирень и незабудки" он определял как

"чистокровный импрессионизм ". Именно тогда Грабарь увлекался живописным

методом Клода Моне. "Хризантемы" в этом отношении чрезвычайно типичны.

Цветовой анализ вибрирующей световоздушной среды близок некоторым исканиям

французских живописцев этого направления. Однако уже в "Хризантемах"

чувствуется стремление преодолеть рыхлость формы, неустойчивость, "таяние"

цвета. Художник ищет выхода в подчинении форм и красок определенному

декоративному ритму.

Очень скоро это преодоление известной ограниченности

импрессионистического метода становиться у Грабаря последовательным.

Художник ставит натюрморты с целью специального анализа цвета, формы,

материальности предмета. Об этом свидетельствуют работы "На синей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать