Особенности русской живописи XIX века
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Пермская государственная медицинская Академия
Реферат
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА
Реферат подготовила
Студентка лечебноного факультета 112 группы
Овечкина О.А.
Руководитель: Фотеева
В.П.
г. Пермь – 2002 г.
.
Введение
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе,
"мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и
широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на
петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением
Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал
символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном
развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют
"золотым веком" русской культуры.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России.
Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от
передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только
шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в
первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего
времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику
усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали
основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в
общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего
национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко
выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу,
театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812
года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом
других народов России.
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи.
Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который
поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского
искусства.
Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала
художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века"
предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни
Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX
столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных
проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и
средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период,
который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения,
обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного
искусства 19 века.
Основная часть
Русская живопись первой половины XIX века.
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и
реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия
художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым
попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам
классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические
сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки
академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального
подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы
классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего
мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже,
- но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре
внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось
за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и
здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические
идеи и темы.
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное
направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й
пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18
в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм
противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к
безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления,
пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и
социальной действительности - основа романтического мировосприятия и
искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности,
изображение сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной
и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы
соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны
души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к
национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и
культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину
мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли
выражение в идеологии и практике Романтизма.
В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в
живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например,
ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном
искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка
«элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и
царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.
Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина,
К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.
Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около
Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим], русский
художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма,
известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской на
Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание
канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его
талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится
портрет. Первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же),
написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и
драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся в
умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные
образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность
оттенить, — крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А.
Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П.
Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская
галерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых
контрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около
1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать
лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского
полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Его портрет молодого,
овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в
создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно
и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест»,—
вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был также
виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского
карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую
превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его
живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский
музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия
карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с
изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с
поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания);
героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Большое число
набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой
зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из
письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной, или, по-русски сказать,
ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы
изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России.
«Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто
групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на
революционные события в Европе.
Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского
остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице»,
завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное
продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние
портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные
портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской
галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель