Особенности русской живописи XIX века

является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит

живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более

четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто

романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом

которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;

автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на

знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.

Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,

вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже

написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным

опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-

домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет

от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной

неволе. Поэтому, наверное, так све-жи, так одухотворены на его полотнах

лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа

("Кружевница", "Портрет сына" и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание

перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.

Иванова "Явление Христа народу".

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»

Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного

города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по

древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та

трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным

пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний

день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего

города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина

проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество

людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы.

Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном

заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка.

Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и

героическую тематику. Для академической живописи были характерны

декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной

жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника.

Классицизм в живописи получил название академизма. Брюллов был связан с

Академией всем своим творчеством.

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у

него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту

обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом

листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его

полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»,

многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел

к большим историческим темам, к изображению значительных событий

человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены.

Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из

русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана

Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда

псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город

поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и

задача создания подлинно национальных исторических картин была осуществлена

не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина,

Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета,

написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами

лица и спокойным, задумчивым взором.

В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич

Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного

пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20

лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю

мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в

глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу

на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел,

он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются

лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как

говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова

свободы».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов

(1780—1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту

жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань

модному тогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На

жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка»,

«Утро помещицы» отображая красоту и благородство простых русских людей,

служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального

положения.

Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852). Его

полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим

торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора»,

«Свежий кавалер» и др.). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи

офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского

быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина

«Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым,

самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный

халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал

античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору

полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-

сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак

аристократа», «Сватовство майора»). Последние его картины очень печальны

(«Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А.

Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв

крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича

Федотова.

Русская живопись второй половины XIX века.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского

изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было

проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы

жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве

окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни

народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и

справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому

реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов,

вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием

разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского,

Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В

“Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если

живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною

причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных

стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала

“Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и

страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего

лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с

официальным направлением, представителем которого было руководство Академии

художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что

искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику

для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям -

раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось

привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее

укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в

Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся,

- они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп

старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный

змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял

решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической

живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины,

учитывая только ее достоинства. Однако «вольности» в стенах академии

просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса

подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего

пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что

произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом

четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали

писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии - «Пир в

Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать