Особенности советского кинематографа в годы ВОВ
Министерство образования Р. Ф.
ЕГУ им. И. А. Бунина
Кафедра истории.
Курсовая работа по истории
На тему: Особенности развития советского кинематографа в годы Великой
Отечественной Войны 1941-1945 гг.
Выполнила студентка группы Л-43
Слободян Татьяна
Научный руководитель:
КИН Доцент Белькова Надежда Алексеевна.
ЕЛЕЦ 2002.
Содержание.
1. Введение.
2. кинематография как особый вид искусства.
3. возникновение кинематографа в России. Особенности его развития до
начала ВОВ.
4. особенности развития кинематографа в годы ВОВ
5. перестройка кинопроизводства в годы ВОВ.
6. Фронтовая кинолетопись.
7. Художественная кинематография в дни ВОВ.
8. Заключение.
I. Введение.
1. кинематография как особый вид искусства.
Необычайно велико идейно-художественное влияние кино на формирование
взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, массового сознания
миллионов людей.
Естественно поэтому сразу возникает вопрос: что лежит в основе
огромной силы воздействия киноискусства, его художественных средств,
каков его эстетическая природа и что отличает его от других видов
искусства?
Как известно, творческий процесс создания художественного фильма,
если представить этот процесс упрощенно и схематично, начинается с
драматургической основы – сценария – и дальше в ходе режиссерского
осмысления и выражения его содержания включает в себя искусство актера,
оператора, художника, композитора и т. д.
Если разложить фильм на первичные элементы, мы обнаружим элементы
всех видов искусств. Кинематограф – это одновременно и литература, и
театр, и живопись, и музыка. И если уж каждое из этих искусств
представляет собой необычайно сложное целое, то насколько еще более
сложным в своей внутренней структуре является фильм как результат
активного взаимодействия различных его выразительных слагаемых.
С. Эйзенштейн так, например, описывает процесс «сочинительства»
фильма: «Законченный фильм представляет собой ни с чем не сравнимое
сонмище самых разнообразных средств выражения и воздействия.»1
И все же фильм, конечно, не просто слагаемое. Соотношение
выразительных средств не сводится здесь к простому сложению. В этом
сочетании рождается новое эстетическое качество, которое не присуще
каждой из его составляющих частей в отдельности. Рождается новое, более
широкое и многогранное вИдение, возможность рассмотреть действительность
по новому, проникнуть в его новые явления и качества. Мы наблюдаем здесь
процесс взаимного видоизменения совместно выступающих качеств, взаимную
их координацию.
Речь, следовательно, идет уже о качественно новом, хотя и
противоречивом, образовании, где, с одной стороны, входящие в него
элементы находятся в тесной взаимной связи и взаимодействии, с другой –
существенно отличаются друг от друга. За каждым выразительным элементом
этого целого стоит относительно самостоятельная, суверенная сфера
творчества. Интересно, что огромная впечатляющая сила искусства была
осознана не сразу. Не сразу общественное мнение признало кино искусством.
Когда после репетиции первого сеанса в Большом кафе к Люмьреу-отцу
обратился директор «Волшебного театра Робер Уден» Жорж Мильес с просьбой
продать ему удивительный аппарат, почтенный коммерсант отказался, заявив,
что не видит больших перспектив у этого аппарата и предпочитает
эксплуатировать новинку сам, пока эта новинка не наскучит публике. Однако
это мнение не обескуражило ни талантливого Мильеса, ни других энергичных
предпринимателей. Но только некоторые из них понимали, что кино –
искусство. Большинство же склонялось к кино как к забавному техническому
аттракциону.
Постепенно жизнь ставит все на свое место, проясняется многообразие
средств, свойств, функций и видов кинематографа. Становится ясно, что
кинематограф – могучее, самостоятельное и демократичное искусство. И не
только искусство, но и средство информации, могущее соперничать, а теперь
уже и превосходить периодическую печать, средство обучения, посвящения,
род «образных лекций». Кинематограф настолько вошел в нашу жизнь, что мы
не можем без него существовать.
Итак, безусловно велико идейно художественное влияние кино на
формирование взглядов и убеждений людей. Цель моей работы – проследить
зависит ли идейно-художественное влияние кино на формирование вкусов и
чувств от времени создания кино. Если да, то как и насколько зависит.
Определяет ли эпоха тематику фильма его идейную направленность? Можно ли
говорить об индивидуальных особенностях свойственных определенной эпохе.
Рамки моего исследования ограничились четырьмя годами 1941-1945гг.
т. е. Я буду говорить об особенностях советского кинематографа в годы
ВОВ. Я выбрала этот период потому что считаю его наиболее удачным для
своего исследования. Именно в эти дни наглядно послеживается связь между
эпохой и кино, между тематикой и временем.
Приемы, которыми я руководствовалась в своей работе следующие:
обращение к дневникам режиссеров-участников ВОВ, анализ фильмов тех лет,
по возможности их просмотр, обращение к биографиям режиссеров.
2. возникновение кинематографа в России. Особенности его развития до
начала ВОВ.
Как известно, первый в мире общедоступный сеанс кинематографа
состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд кафе» на бульваре
Капуцинов. «Живая фотография», снятая и спроецированная на экран при
помощи аппарата французского изобретателя Луи Люмьера, имела большой
успех.
"В Росси первые демонстрации нового изобретения состоялись весной
1896 года в Петербурге – в летнем саду «Аквариум» и в Москве – в театре
оперетты «Эрмитаж», летом и осенью – в эстрадных театрах Киева, Харькова,
Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. «Живые фотографии» имели большой
успех, и с1907-1908 гг. начинается регулярное производство в России."1
Важнейшей чертой отечественного кинематографа в эти годы является то, что
становление происходило в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными
фирмами: «Пате», «Гомон» и д. р. годы первой мировой войны и февральской
революции не внесли в кинематографию ничего нового. Кинопромышленность
остается в руках частных предпринимателей.
Историки считают, что рождение кино связано с Великой Октябрьской
Социалистической Революцией. Именно в это время происходит национализация
кинодела в нашей стране. В это же время начали выпускать и кинохронику."
В апреле 1918 года на экране появляются документальные короткометражные
фильмы «Разоружение анархистов», «Беженцы в Орше», «Вербное воскресенье»
и д.р. в первые годы революции было положено начало выпуску фильмов
производственной пропаганды, чего раньше не было. В 1918-1920 гг.
возникли так называемые агитационные фильмы."2
Итак, в годы иностранной интервенции и гражданской войны в России
была проделана в области кино следующая работа:
1) намечены и в общих чертах определены цели и задачи новой
кинематографии;
2) ликвидирована иностранная кинопромышленность;
3) созданы первые государственные киноорганизации;
4) налажен регулярный выпуск кинохроники, агитфильмов и фильмов
производственной пропаганды;
5) Положено начало советской художественной кинематографии.
Итоги 30-х гг. в кинематографии были также значительны.
Разносторонне были освещены на экране современная жизнь нарда и его
прошлое. Художники кино более глубоко проникали в характер человека, а
через него в философский смысл эпохи. Значительно расширились и жанровые
границы произведений. Стал более сложным монтаж (контрапунктический).
Утвердился метод социалистического реализма.
Но, пожалуй, самым важным периодом для становления отечественного
кино были годы Великой Отечественной Войны.
II. Особенности советского кинематографа в годы ВОВ.
1. перестройка кинопроизводства в годы ВОВ.
В годы ВОВ борьба за независимость Родины стала главным содержанием
жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных
и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась
главной задачей советской литературы и всего искусства. Вот ка об этом
говорил Г. В. Александров: "Нуждами фронта и тыла с первых дней войны
жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план
производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все
произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины."1
Особые условия военного времени, и особые агитационные задачи
определили направление поисков и результаты творческого труда писателей,
художников, мастеров театра и кино. Эти условия и задачи ни в коей мере
не противостояли обязательным в любое время и для любого художественного
произведения эстетическим требованиям, но все же они существенно
отличались от обычных и обусловили развитие одних художественных видов и
жанров за счет других. Наибольшее развитие получили агитационные формы