Особенности советского кинематографа в годы ВОВ

искусства, ибо мобильность и своевременность художественного отклика на

события стали особенно важными.

Поэтому в прозе приобрел большое значение очерк, короткий рассказ,

повесть; в поэзии – лирические, сатирические и публицистические жанры; в

изобразительном искусстве – плакат и политическая карикатура; в

кинематографии – документальные публицистические фильмы, короткометражные

новеллы, военные драмы.

В годы ВОВ иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов

кино.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид

кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран

киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов –

кинодокументов позволил хронике как виду информации и публицистики занять

место рядом с нашей газетной периодикой.

Множество специальных фильмов, созданных мастерами научно-популярной

кинематографии, знакомило участников войны с той разнообразной техникой,

которой вооружала их страна для борьбы против фашистских захватчиков,

целый ряд фильмов рассказывал о тактике современного боя; значительное

количество инструктивных картин помогало населению районов,

подвергавшихся авиационному нападению противника, организовать местную

противовоздушную оборону.

Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного

воспитания масс стала художественная кинематография. Стремясь немедленно

отразить события ВОВ, мастера художественной кинематографии обратились к

короткометражной агитационной новелле. Этот выбор предопределился в

основном двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что события

начала войны не давали художникам достаточного материала для обобщенного

показа боевых действий. А в короткометражной новелле можно было

рассказать о героях, рассказать так, чтобы их подвиги вдохновили на новые

героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан,

тружеников тыла. Героическая и сатирическая новелла в киноискусстве

должна была занять и действительно заняла такое же место, какое занял в

литературе фронтовой очерк.

Первые семь номеров «Боевых киносборников», состоящих из

короткометражных фильмов, были выпущены на «Мосфильме» и «Ленфильме».

Но осенью 1941 года в блокированном Ленинграде, да и в Москве,

подвергавшейся бомбардировки с воздуха, испытывавшей недостаток

электроэнергии, продолжение съемок художественных фильмов стало

нецелесообразным и невозможным. И правительство приняло решение об

эвакуации Студии художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю Азию. В

предоставленном Совнаркомом Казахской ССР большом здании была размещена

вновь организованная Центральная объединенная киностудия художественных

фильмов, вобравшая в свой коллектив многих ведущих мастеров киноискусства

Москвы и Ленинграда. Часть киноработников московских студий переехала в

Ташкент, Тбилиси и Баку. В Сталинграде на базе местной киностудии стал

работать коллектив «Союздетфильма». В Ашхабад были направлены работники

Киевской киностудии.

Процесс эвакуации и организации производства на новом месте не мог

не сказаться на производстве фильмов. Однако в труднейших условиях

напряженной военной экономики московские и ленинградские киноработники

сумели в кратчайшие сроки освоить базу в Алма-Ате и приступить к

производственно творческой деятельности. Вместе с тем эвакуация

художественной кинематографии в глубокий тыл не только привела к

значительному снижению производства, но и ослабила ее связи с

литературой. Война нанесла нашей кинематографии значительный ущерб (не

говоря уже о том, что большая часть киносети оказалась полностью

разрушенной), и ее последствия в течение ряда лет, так или иначе,

сказывались на нашем киноискусстве.

2. Фронтовая кинолетопись.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с

бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем,

шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина.

С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало

участие более ста пятидесяти операторов, среди которых были и ветераны

кинохроники, и мастера военного репортажа, побывавшие на фронтах

гражданской войны в Испании и Китае, и «зеленая» молодежь, только что

окончившая ВГИК, и операторы художественной кинематографии, взявшие в

руки репортерские кинокамеры.

Среди операторов был и известный советский кинодокументалист,

лауреат Ленинской премии режиссер Роман Кармен. Он был участник четырех

войн и объездил пол мира с кинокамерой. Во время ВОВ оператор запечатлел

на кинокамеру бой под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в

Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.

Кармен был не только оператор, но и талантливый писатель.

Значительно, что свои мемуары, известные всему миру, он писал, нарушая

хронологические законы, по которым строятся мемуары, он начал с самого

трудного дня для него, для его страны – с войн 1941-1945 гг. Он говорит,

что ВОВ для него была самым тяжелым испытанием в его жизни. Самый

страшный момент для Романа – начало войны. Вот, что он пишет в своем

дневнике за 24 июня 1941г (третий день войны): «Мы покидали Москву в ночь

на 25 июня. По улицам затемненной столицы студийный автобус, груженный

аппаратурой и пленкой, вез нас к белорусскому вокзалу. Нас было четверо,

уезжавших на фронт. Операторы Борис Шер и Николай Лычкин, администратор

Александр Ешурин и я. Меня провожала жена Нина. Ей - со дня на день

рожать,… страшна была настороженная, чужая, пугающая тишина московских

улиц…»1

Операторы-документалисты считали своим долгом быть рядом с военными

действиями, быть рядом с войной. Они бросали все: уютные дома, любящих

жен, еще не родившихся детей, затем, что осознавали простую истину:

биография оператора кинохроники на отделима от событий, свидетелем и

участником которых он является, неотделима от событий происходящих в его

стране.

Вся армия документалистов находилась в распоряжении фронтовых

штабов, при которых были образованы специальные киногруппы. Повседневные

киносъемки осуществлялись по непосредственным задания военного

командирования и затем отправлялись в Москву, в центральную студию

документальных фильмов, которая на протяжении всех военных лет была

оперативным центром нашей кинохроники: тематические съемки, связанные с

крупными военными операциями под руководством военных штабов, с одной

стороны, и ответственных за проведение этих съемок режиссеров-

документалистов – с другой.

"Всего за четыре года войны кинохроника выпустила четыреста номеров

«Союзкиножурнала», шестьдесят пять номеров журнала «Новости дня»,

двадцать четыре «фронтовых киновыпуска», шестьдесят семь тематических

короткометражных фильмов и тридцать четыре полнометражных документальных

кинокартины. Общий метраж негативов военных съемок составил три с

половиной миллиона метров."1

Операторы хроникеры участвовали в опаснейших боевых операциях,

снимали в боевых самолетах, танках. Они были под Москвой в тех

исторических боях, в которых Советская Армия нанесла первое тяжелое

поражение фашистским захватчикам. Они снимали на переднем крае бои у

Волги и на Курской дуге, их забрасывали в глубокий тыл противника, где

они участвовали в рейдах партизанских отрядов. Вооруженные легкими

камерами – «кинопулеметами», они в составе автоматчиков участвовали в

ближних боях. Многие из них, выполняя свой профессиональный долг, отжали

жизнь в боях за Родину. Молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария

Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до того момента, пока

не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В.

Сущинский, В. Муромцев, П. Быков.

Старейший русский оператор П. Ермолов, снимавший в годы первой

мировой и гражданской войн, а затем работавший в художественной

кинематографии, вернулся в хронику в пору Отечественной войны, так же как

Г. Гибер – один из первых советских документалистов, которому мы обязаны

ряду исторических съемок событий гражданской войны. Оператор

художественной кинематографии М. Глидер снимал в партизанских соединениях

Ковпака и Федорова. Ему, в частности, принадлежит уникальная съемка

взрыва партизанами вражеского поезда. Р. Кармен, работая одновременно как

оператор и режиссер, запечатлел героическую оборону Ленинграда.

Из всех этих съемок и многих, многих других составлялись

хроникальные сюжеты, стекавшиеся со всех фронтов на центральную и отчасти

ленинградскую студии документальных фильмов. Отбирая наиболее интересное

и актуальное из полученных от операторов сюжетов, режиссеры-

документалисты составляли очередные выпуски документальных журналов и

тематические кинокартины.

Первые съемки кинохроники начались через три дня после вторжения

немецко-фашистских войск на советскую землю. Последние были сделаны в

сентябре 1945 года, в момент разгрома войск империалистической Японии.

Этот огромный материал бережно хранится в фондах так называемой

«кинолетописи» ВОВ»

Тематически документальные фильмы ВОВ мы можем разделить на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать