этого пытается ее застрелить.
Этот простой сюжет показывает моральную силу защитников нашей Родины
и жестокость, безнравственность немцев. Однако конкретные обстоятельства
первых месяцев войны в нем не развернуты, а характеры людей только
намечены. Но Леонову понадобилось совсем намного времени, чтобы гораздо
более полно показать моральный дух русского солдата в реальных
обстоятельствах первых месяцев войны. «пир в Жермунке» - одно из лучших
произведений кинодраматургии Отечественной войны.
В основе этого фильма также лежит подлинный факт, почерпнутый
первоначального либретто Н. Шпиковским из материалов Совинформбюро.
Старуха-крестьянка осталась в деревне, захваченной фашистами, чтобы
отомстить им за все свершенные ими злодеяния. Усыпив подозрения
захватчиков, пришедших к ней за продовольствием, она угощает их
отравленной пищей. И чтобы у врагов не осталось сомнений в искренности ее
гостеприимства, она вместе с ними ест отравленную пищу и вместе с ними
гибнет.
В разработке Леонова эта история приобрела глубокий смысл.в
отдельном проявлении геройства писатель сумел выразить великую силу
советского патриотизма. Великолепный диалог в сценарии содержит в себе
богатейший подтекст и постепенно, исподволь раскрывает и характеры и
помыслы действующих лиц.
Сценарий «Пир в Жермунке» был поставлен одним из выдающихся
режиссеров советского кино В. Пудовкиным и занял почти весь метраж
«Боевого киносборника» №6. в трудных условиях осени 1941 года в Москве
Пудовкин не имел возможности работать над осуществлением этой постановки
с той тщательностью, которая всегда характеризует его режиссуру. Он
отказывался от нужного количества дублей, шел на упрощение сложных в
производственном отношении сцен. И все-таки фильм оказался художественно
значительным, а образ бабки Прасковьи (А. Зуева) явился самым глубоким в
галерее образов героев отечественной войны, созданных в «Боевых
киносборниках».
Последний из сборников состоял из короткометражек, но все же
воспринимался как целый фильм, спаянный общим сюжетом – приключениями
солдата Швейка, и общей темой – становления сил сопротивления в странах,
оккупированных фашизмом.
Не случайно образ Швейка из популярной книги чешского писателя Я.
Гашека обрел новую жизнь и новую популярность в годы второй мировой
войны. Швейк под прикрытием мнимой покорности был организатором активного
саботажа в войсках Австро-венгерской империи. Его пример подсказывал
формы сопротивления фашизму, которыми нередко пользовались жители стран,
оккупированными фашистами.
Авторы сценария дали совсем иное истолкование образа Швейка. В
образе Швейка, созданном артистом В. Канцелем, отчетливо звучали
трагические интонации. Заменив Канцеля Б. Тениным, Юткевич создал совсем
иного героя – веселого, остроумного, жизнерадостного.
В «Боевом киносборнике» Швейк – узник фашистского концлагеря. Своим
поведением и замаскированными насмешками над лагерным начальством, своими
рассказами он вселяет в других заключенных бодрость и волю к борьбе.
Фильм богат актерскими удачами и режиссерскими находками. Стилистика
главного образа определила стилистику всего фильма в целом, трактованного
как буффонада. Большого успеха добился в фильме артист Мартинсон, впервые
создавший в нашем киноискусстве гротескный образ Гитлера. В крошечной
роли «добропорядочного» фашиста – немецкого офицера, поразившего
голландских буржуа своей обходительностью, а затем обобравший их дочиста,
Н. Охлопков создал яркий и запоминающийся характер. Очень интересен, хотя
и споре образ Швейка, роль которого в этом фильме сыграл В. Канцель. В
его исполнении Швейк – пожилой, измученный интеллигент, который
притворяется при немецких тюремщиках психически больным, а в окружении
своих друзей заключенных действует как закаленный боец.
Несмотря на спорность трактовки образа Швейка, седьмой «Боевой
сборник» наряду с шестым, в который входил «Пир в Жермунке», являлся
одним из первых серьезных творческих достижений нашей киноискусства
военной поры.
В 1942г. выпуск "Боевых киносборников» прекратился. Появились первые
полнометражные художественные фильмы о войне.
В фильме режиссера И. Пырьева «Секретарь райкома», вышедшим к ХХV
годовщины Великой Октябрьской Революции, авторам удалось рассказать об
Отечественной войне, вплотную подойти к воплощению главных, решающих ее
особенностей, создать подлинно народный образ руководителя,
возглавляющего борьбу против захватчиков.
Фильм запечатлел партизанскую борьбу советских людей на временно
оккупированной врагами территории. Его создатели верно поняли и донесли
смысл борьбы, показали сплоченность советского народа в великой
освободительной борьбе. В то время, когда создавался фильм, перелом в
ходе ВОВ еще не наступил, но фильм был полон оптимизма. Он отражал
уверенность в победе и доказывал ее неизбежность, правдиво передавая
стойкость и патриотизм советских людей.
Однако фильм «Секретарь райкома» не лишен серьезных недостатков. Они
относятся прежде всего к его сценарной основе и сказываются в стремлении
сценариста И. Прута к внешним эффектам и мелодраматическим ситуациям.
Неровной – по мастерству и по степени проникновении в материал – была
также и игра некоторых актеров. Но значение фильма и его заслуженный
успех определил созданным Ваниным и Пырьевым образ секретаря райкома и
руководителя партизан Степана Кочета.
Главное, что руководит его поступками, поведением, это чувство долго
перед Родиной. Кочет сдержан, скуп на эмоции, ему просто нет времени
отдаваться душевным переживаниям. В обстановке подполья он ведет себя
так, как он, вероятно, вел себя в мирное время. Только еще более
деятелен, подвижен, собран.
Таким предстает в фильме Кочет в начальных эпизодов, когда он
врывает электростанцию и жжет архивы. Таким остается он на всем
протяжении действия.
Одна из лучших сцен фильма – сцена допроса Кочета немецким
полковником, роль которого отлично играет М. Астангов. это единственный
эпизод фильма, где враги встречаются в прямом поединке. Макенау – умный и
опасный враг, но есть в нем одна слабость, типичная для всех немцев – он
полон выдуманных представлений о русском человеке. Кочет сразу нащупывает
эту слабость и выходит из поединка победителем.
В образе Кочетова как бы сконцентрированы лучшие качества других
героев фильма – бесстрашного солдата Гаврилы Русова, презирающего смерть,
связистки Наташи (М. Ладыгина), страстно устремленной к подвигу, инженера
Ротмана (Б. Пославский), пламенно ненавидящего врагов, и многих, многих
других участников событий. Судьбы этих людей неодинаково полно прослежены
в фильме, но все они объединены одной общей целью. И именно поэтому,
когда в финале фильма партизаны бьют в набат с деревенской колокольни,
эта почти символическая концовка воспринимается зрителями как итог
увиденных событий. Далеко разносится гудение колокола, созывающего народ
на борьбу с захватчиками, и ширится всенародное движение за освобождение
родной земли.
Это фильм пользовался в течение ряда лет исключительным успехом у
зрителей. Образ главного героя этого фильма – одно из лучших достижений
советского киноискусства периода ВОВ.
Другой известный фильм военных лет «Она защищает Родину» (1943),
рассказывал о судьбе одного из участников партизанского движения –
рядовой колхозницы, ставшей грозной народной мстительницей.
С исключительным мастерством воплотила В. Марецкая в фильме этот
образ – один из лучших в ее творческой биографии. Счастливая женщина, у
которой есть все, что нужно для счастья, - хорошая семья, завоеванное
упорным трудом уважение колхозников, - такой предстает в первом эпизоде
фильма трактористка Прасковья Лукьянова. Все это счастье рушится.
Начинается война. Гибнет в одном из первых боев муж, гибнет ребенок,
раздавленный гусеницей немецкого танка. Счастливая молодая женщина
превращается в обезумевшею от боли и гнева старуху. Медленно бредет
Прасковья по лесу, она вся погружена в свое горе, чужими ей кажутся
односельчане, ушедшие в лес от немцев. Прасковья наклоняется к бадейки с
водой, чтобы напиться, в воде она видит свое отражение: незнакомое
страдальческое лицо, седая прядь, выбившаяся из-под платка. Она не узнает
себя, она потеряла себя от горя. Прасковья замечает брошенный топор.
Внимательно смотрит на него. И вот на ее лице появляется новое выражение.
Она нашла цель своей жизни. Она будет мстить. А вслед за ней берутся за
топоры, поднимаются крестьяне и идут на свою первую боевую операцию –
нападение на отставший немецкий обоз.
Всю эту сцену, лучшую в фильме, Марецкая проводит фактически одна,
без поддержки партнеров, без слов, на предельно сдержанном скупом жесте и
мимике.
В этой сцене возникает главная тема фильма – тема мести, возмездия,
определяющая все поведение героини, вплоть до встречи с немецким
танкистом, раздавившем ее ребенка. Она увидела своего врага в тот момент,
когда он выскочил из танка, спасаясь от партизан. Тогда трактористка
Лукьянова в танке преследует по пятам немца и давит его теми самыми
гусеницами, которыми он раздавил ее ребенка. Так совершается