Особенности советского кинематографа в годы ВОВ

этого пытается ее застрелить.

Этот простой сюжет показывает моральную силу защитников нашей Родины

и жестокость, безнравственность немцев. Однако конкретные обстоятельства

первых месяцев войны в нем не развернуты, а характеры людей только

намечены. Но Леонову понадобилось совсем намного времени, чтобы гораздо

более полно показать моральный дух русского солдата в реальных

обстоятельствах первых месяцев войны. «пир в Жермунке» - одно из лучших

произведений кинодраматургии Отечественной войны.

В основе этого фильма также лежит подлинный факт, почерпнутый

первоначального либретто Н. Шпиковским из материалов Совинформбюро.

Старуха-крестьянка осталась в деревне, захваченной фашистами, чтобы

отомстить им за все свершенные ими злодеяния. Усыпив подозрения

захватчиков, пришедших к ней за продовольствием, она угощает их

отравленной пищей. И чтобы у врагов не осталось сомнений в искренности ее

гостеприимства, она вместе с ними ест отравленную пищу и вместе с ними

гибнет.

В разработке Леонова эта история приобрела глубокий смысл.в

отдельном проявлении геройства писатель сумел выразить великую силу

советского патриотизма. Великолепный диалог в сценарии содержит в себе

богатейший подтекст и постепенно, исподволь раскрывает и характеры и

помыслы действующих лиц.

Сценарий «Пир в Жермунке» был поставлен одним из выдающихся

режиссеров советского кино В. Пудовкиным и занял почти весь метраж

«Боевого киносборника» №6. в трудных условиях осени 1941 года в Москве

Пудовкин не имел возможности работать над осуществлением этой постановки

с той тщательностью, которая всегда характеризует его режиссуру. Он

отказывался от нужного количества дублей, шел на упрощение сложных в

производственном отношении сцен. И все-таки фильм оказался художественно

значительным, а образ бабки Прасковьи (А. Зуева) явился самым глубоким в

галерее образов героев отечественной войны, созданных в «Боевых

киносборниках».

Последний из сборников состоял из короткометражек, но все же

воспринимался как целый фильм, спаянный общим сюжетом – приключениями

солдата Швейка, и общей темой – становления сил сопротивления в странах,

оккупированных фашизмом.

Не случайно образ Швейка из популярной книги чешского писателя Я.

Гашека обрел новую жизнь и новую популярность в годы второй мировой

войны. Швейк под прикрытием мнимой покорности был организатором активного

саботажа в войсках Австро-венгерской империи. Его пример подсказывал

формы сопротивления фашизму, которыми нередко пользовались жители стран,

оккупированными фашистами.

Авторы сценария дали совсем иное истолкование образа Швейка. В

образе Швейка, созданном артистом В. Канцелем, отчетливо звучали

трагические интонации. Заменив Канцеля Б. Тениным, Юткевич создал совсем

иного героя – веселого, остроумного, жизнерадостного.

В «Боевом киносборнике» Швейк – узник фашистского концлагеря. Своим

поведением и замаскированными насмешками над лагерным начальством, своими

рассказами он вселяет в других заключенных бодрость и волю к борьбе.

Фильм богат актерскими удачами и режиссерскими находками. Стилистика

главного образа определила стилистику всего фильма в целом, трактованного

как буффонада. Большого успеха добился в фильме артист Мартинсон, впервые

создавший в нашем киноискусстве гротескный образ Гитлера. В крошечной

роли «добропорядочного» фашиста – немецкого офицера, поразившего

голландских буржуа своей обходительностью, а затем обобравший их дочиста,

Н. Охлопков создал яркий и запоминающийся характер. Очень интересен, хотя

и споре образ Швейка, роль которого в этом фильме сыграл В. Канцель. В

его исполнении Швейк – пожилой, измученный интеллигент, который

притворяется при немецких тюремщиках психически больным, а в окружении

своих друзей заключенных действует как закаленный боец.

Несмотря на спорность трактовки образа Швейка, седьмой «Боевой

сборник» наряду с шестым, в который входил «Пир в Жермунке», являлся

одним из первых серьезных творческих достижений нашей киноискусства

военной поры.

В 1942г. выпуск "Боевых киносборников» прекратился. Появились первые

полнометражные художественные фильмы о войне.

В фильме режиссера И. Пырьева «Секретарь райкома», вышедшим к ХХV

годовщины Великой Октябрьской Революции, авторам удалось рассказать об

Отечественной войне, вплотную подойти к воплощению главных, решающих ее

особенностей, создать подлинно народный образ руководителя,

возглавляющего борьбу против захватчиков.

Фильм запечатлел партизанскую борьбу советских людей на временно

оккупированной врагами территории. Его создатели верно поняли и донесли

смысл борьбы, показали сплоченность советского народа в великой

освободительной борьбе. В то время, когда создавался фильм, перелом в

ходе ВОВ еще не наступил, но фильм был полон оптимизма. Он отражал

уверенность в победе и доказывал ее неизбежность, правдиво передавая

стойкость и патриотизм советских людей.

Однако фильм «Секретарь райкома» не лишен серьезных недостатков. Они

относятся прежде всего к его сценарной основе и сказываются в стремлении

сценариста И. Прута к внешним эффектам и мелодраматическим ситуациям.

Неровной – по мастерству и по степени проникновении в материал – была

также и игра некоторых актеров. Но значение фильма и его заслуженный

успех определил созданным Ваниным и Пырьевым образ секретаря райкома и

руководителя партизан Степана Кочета.

Главное, что руководит его поступками, поведением, это чувство долго

перед Родиной. Кочет сдержан, скуп на эмоции, ему просто нет времени

отдаваться душевным переживаниям. В обстановке подполья он ведет себя

так, как он, вероятно, вел себя в мирное время. Только еще более

деятелен, подвижен, собран.

Таким предстает в фильме Кочет в начальных эпизодов, когда он

врывает электростанцию и жжет архивы. Таким остается он на всем

протяжении действия.

Одна из лучших сцен фильма – сцена допроса Кочета немецким

полковником, роль которого отлично играет М. Астангов. это единственный

эпизод фильма, где враги встречаются в прямом поединке. Макенау – умный и

опасный враг, но есть в нем одна слабость, типичная для всех немцев – он

полон выдуманных представлений о русском человеке. Кочет сразу нащупывает

эту слабость и выходит из поединка победителем.

В образе Кочетова как бы сконцентрированы лучшие качества других

героев фильма – бесстрашного солдата Гаврилы Русова, презирающего смерть,

связистки Наташи (М. Ладыгина), страстно устремленной к подвигу, инженера

Ротмана (Б. Пославский), пламенно ненавидящего врагов, и многих, многих

других участников событий. Судьбы этих людей неодинаково полно прослежены

в фильме, но все они объединены одной общей целью. И именно поэтому,

когда в финале фильма партизаны бьют в набат с деревенской колокольни,

эта почти символическая концовка воспринимается зрителями как итог

увиденных событий. Далеко разносится гудение колокола, созывающего народ

на борьбу с захватчиками, и ширится всенародное движение за освобождение

родной земли.

Это фильм пользовался в течение ряда лет исключительным успехом у

зрителей. Образ главного героя этого фильма – одно из лучших достижений

советского киноискусства периода ВОВ.

Другой известный фильм военных лет «Она защищает Родину» (1943),

рассказывал о судьбе одного из участников партизанского движения –

рядовой колхозницы, ставшей грозной народной мстительницей.

С исключительным мастерством воплотила В. Марецкая в фильме этот

образ – один из лучших в ее творческой биографии. Счастливая женщина, у

которой есть все, что нужно для счастья, - хорошая семья, завоеванное

упорным трудом уважение колхозников, - такой предстает в первом эпизоде

фильма трактористка Прасковья Лукьянова. Все это счастье рушится.

Начинается война. Гибнет в одном из первых боев муж, гибнет ребенок,

раздавленный гусеницей немецкого танка. Счастливая молодая женщина

превращается в обезумевшею от боли и гнева старуху. Медленно бредет

Прасковья по лесу, она вся погружена в свое горе, чужими ей кажутся

односельчане, ушедшие в лес от немцев. Прасковья наклоняется к бадейки с

водой, чтобы напиться, в воде она видит свое отражение: незнакомое

страдальческое лицо, седая прядь, выбившаяся из-под платка. Она не узнает

себя, она потеряла себя от горя. Прасковья замечает брошенный топор.

Внимательно смотрит на него. И вот на ее лице появляется новое выражение.

Она нашла цель своей жизни. Она будет мстить. А вслед за ней берутся за

топоры, поднимаются крестьяне и идут на свою первую боевую операцию –

нападение на отставший немецкий обоз.

Всю эту сцену, лучшую в фильме, Марецкая проводит фактически одна,

без поддержки партнеров, без слов, на предельно сдержанном скупом жесте и

мимике.

В этой сцене возникает главная тема фильма – тема мести, возмездия,

определяющая все поведение героини, вплоть до встречи с немецким

танкистом, раздавившем ее ребенка. Она увидела своего врага в тот момент,

когда он выскочил из танка, спасаясь от партизан. Тогда трактористка

Лукьянова в танке преследует по пятам немца и давит его теми самыми

гусеницами, которыми он раздавил ее ребенка. Так совершается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать