Рубенс

Рубенс

Оглавление:

Введение 3

Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 5

Заключение 18

Литература 20

Введение

«Прекрасное пленяет навсегда». Мудрые слова великого английского поэта

Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника

Рубенса.

Современники называли его королем художников и художником королей. По

мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии

Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII

века.

Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки

называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-

католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления

последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений,

в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но

оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной

жестокостью. В те годы, когда жил Рубенс, такие ученые, как Галилео

Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей, изменили своими трудами

представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и

философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое

воздействие на его мышление. Такие католические святые, как Франциск

Сальский и Тереза Авильская, посвятили всю свою жизнь возрождению духовной

силы христианства.

Но у этого века была и своя темная сторона. "Охота на ведьм",

поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на

слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар

- по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на

кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против

человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция

старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к

массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные

войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Самая

разрушительная из всех - Тридцатилетняя - терзала Германию в те годы, когда

Рубенс достиг самых крупных творческих успехов. Родину Рубенса - Нидерланды

- на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от

Испании. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя

восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог

рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое

мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также

католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись

основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских

домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для

богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских

живописцев XVII века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические

сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты –

основные жанры искусства Фландрии XVII века. И во всех этих жанрах

искусства работал Петер Пауль Рубенс.

Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной

эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем

доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых

выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч

картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во

всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных

тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами

всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей

Европы.

Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников,

любителей и ценителей искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами

величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля,

Тициана, Рембрандта, Веласкеса.

Интерес к его творчеству сохранился до наших дней. Картины и рисунки

Рубенса заинтересованно и пристально изучались и пристально изучаются до

сих пор. Основой этого научного интереса является великолепная коллекция

работ Рубенса в Государственном Эрмитаже, собранная в основном во второй

половине XVIII века.

Произведения Рубенса имеются во многих музеях мира. Исследователь

творчества Рубенса М.В.Алпатов писал: « Рубенс принадлежал к числу тех

универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или

иного жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни. Он

проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и

алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им

созданы замечательные шедевры.»

Однако среди равных ему художников многие искусствоведы уделили

значительно больше широкого и глубокого научного внимания другим знаменитым

живописцам и меньше писали о Рубенсе. В этой связи приходят на память и

некоторые обстоятельства нашей, русской художественной жизни. Начиная со

второй половины XIX века, в период утверждения передвижников в русском

изобразительном искусстве значительно больше внимания художники и

исследователи уделяли голландскому искусству, творчеству Рембрандта и

«малых голландцев» и меньше интересовались Рубенсом и фламандцами. Эта

направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время. А если

вспомнить, что на протяжении долгих лет, в 30-50-е годы, на наших выставках

не появлялись картины, изображающие обнажённую натуру, то можно яснее

понять, почему творчество Рубенса было в какой-то мере на периферии

искусствоведческих интересов в то время.

Славу «золотого века» фламандского искусства составляли П.П. Рубенс,

Ф. Снейдерс, Я. Иорданс, А. Ван Дейк и др. они вывели живопись Фландрии на

уровень первоклассного мастерства, превратили «голландскую манеру» в объект

подражания. Но именно благодаря П.П. Рубенсу фламандская школа приобрела

мировое значение.

|Его главное качество, если |

|предпочесть его многим другим, - |

|это пронзительный дух, то есть |

|поразительная жизнь; без этого ни |

|один художник не может быть |

|великим... |

|Эжен Делакруа |

[pic]

Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество

Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в

Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его

отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим

некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом

в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и

канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой в

родной город, он был назначен городским советником. Вскоре он женился на

Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Несмотря на то, что Ян

всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал

симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это

считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-

католиком. В грозные годы Нидерландской революции Ян Рубенс, вынужден был

бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей.

Семья бедствовала в изгнании. Возвратиться в Антверпен стало возможным

только после смерти отца.

Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. От

матери он унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и

хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и

деньгам. От отца - его быстрый и легкий шарм. Ян Рубенс сам занимался

образованием своего ребенка и передал ему свою неувядающую любовь к наукам

и литературе. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в

воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании

языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она,

вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую

школу Ромбоутса Вердонка. У него Петер Пауль вместе с братом Филиппом

проучился до 1590 года.

Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де

Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из

хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять

достойное положение в обществе. Учтивый паж с хорошими манерами мог

рассчитывать на повышение, а с возрастом - и на важный и ответственный пост

у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в

управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая

карьера. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини

Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя

убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к

художнику

Этим учителем был Тобиас Верхахт. Петер Пауль перебирается к нему в

дом. Он приобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что

его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме

того, он смотрит, как работает его учитель и пытается ему подражать. Но

Тобиас Верхахт был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом - рисовал

ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Петер

Пауль не мог многому у него научиться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать