Рубенс
Оглавление:
Введение 3
Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество 5
Заключение 18
Литература 20
Введение
«Прекрасное пленяет навсегда». Мудрые слова великого английского поэта
Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника
Рубенса.
Современники называли его королем художников и художником королей. По
мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии
Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII
века.
Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки
называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-
католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления
последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений,
в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но
оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной
жестокостью. В те годы, когда жил Рубенс, такие ученые, как Галилео
Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей, изменили своими трудами
представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и
философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое
воздействие на его мышление. Такие католические святые, как Франциск
Сальский и Тереза Авильская, посвятили всю свою жизнь возрождению духовной
силы христианства.
Но у этого века была и своя темная сторона. "Охота на ведьм",
поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на
слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар
- по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на
кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против
человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция
старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к
массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные
войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Самая
разрушительная из всех - Тридцатилетняя - терзала Германию в те годы, когда
Рубенс достиг самых крупных творческих успехов. Родину Рубенса - Нидерланды
- на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от
Испании. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя
восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог
рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое
мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.
Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также
католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись
основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских
домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для
богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских
живописцев XVII века. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические
сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты –
основные жанры искусства Фландрии XVII века. И во всех этих жанрах
искусства работал Петер Пауль Рубенс.
Величайший художник, наставник молодых талантов, человек огромной
эрудиции, блестящий дипломат, серьезный коллекционер, создавший в своем
доме прекрасный музей, неутомимый труженик, Рубенс был одной из самых
выдающихся фигур своего времени. Из его мастерской вышло более трех тысяч
картин и бесчисленное количество рисунков. П.П. Рубенс хорошо известен во
всем мире. Уже в XVIII веке его имя значится в широко распространенных
тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами
всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей
Европы.
Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников,
любителей и ценителей искусства. Его имя стоит в одном ряду с именами
величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля,
Тициана, Рембрандта, Веласкеса.
Интерес к его творчеству сохранился до наших дней. Картины и рисунки
Рубенса заинтересованно и пристально изучались и пристально изучаются до
сих пор. Основой этого научного интереса является великолепная коллекция
работ Рубенса в Государственном Эрмитаже, собранная в основном во второй
половине XVIII века.
Произведения Рубенса имеются во многих музеях мира. Исследователь
творчества Рубенса М.В.Алпатов писал: « Рубенс принадлежал к числу тех
универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или
иного жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни. Он
проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и
алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им
созданы замечательные шедевры.»
Однако среди равных ему художников многие искусствоведы уделили
значительно больше широкого и глубокого научного внимания другим знаменитым
живописцам и меньше писали о Рубенсе. В этой связи приходят на память и
некоторые обстоятельства нашей, русской художественной жизни. Начиная со
второй половины XIX века, в период утверждения передвижников в русском
изобразительном искусстве значительно больше внимания художники и
исследователи уделяли голландскому искусству, творчеству Рембрандта и
«малых голландцев» и меньше интересовались Рубенсом и фламандцами. Эта
направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время. А если
вспомнить, что на протяжении долгих лет, в 30-50-е годы, на наших выставках
не появлялись картины, изображающие обнажённую натуру, то можно яснее
понять, почему творчество Рубенса было в какой-то мере на периферии
искусствоведческих интересов в то время.
Славу «золотого века» фламандского искусства составляли П.П. Рубенс,
Ф. Снейдерс, Я. Иорданс, А. Ван Дейк и др. они вывели живопись Фландрии на
уровень первоклассного мастерства, превратили «голландскую манеру» в объект
подражания. Но именно благодаря П.П. Рубенсу фламандская школа приобрела
мировое значение.
|Его главное качество, если |
|предпочесть его многим другим, - |
|это пронзительный дух, то есть |
|поразительная жизнь; без этого ни |
|один художник не может быть |
|великим... |
|Эжен Делакруа |
[pic]
Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество
Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году 28 июня, в городе Зигене в
Германии, куда во время гражданской войны в Нидерландах эмигрировал его
отец с семьей. Его отца звали Ян Рубенс. Ян Рубенс был юристом, игравшим
некоторую роль в общественной жизни страны. Отец учился в г. Лувене, потом
в Падуе и Риме. В 21 год он получил степень доктора гражданского и
канонического права в Римском колледже дела Сапиенца. Вернувшись домой в
родной город, он был назначен городским советником. Вскоре он женился на
Марии Пейпелинкс, дочери антверпенского купца. Несмотря на то, что Ян
всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал
симпатизировать протестантскому учению Жана Кальвина (1509-1564), а это
считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-
католиком. В грозные годы Нидерландской революции Ян Рубенс, вынужден был
бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей.
Семья бедствовала в изгнании. Возвратиться в Антверпен стало возможным
только после смерти отца.
Рубенс сумел воспринять самые лучшие качества своих родителей. От
матери он унаследовал ее мягкий, уравновешенный характер, умение любить и
хранить верность, а также, вероятно, ее рачительное отношение ко времени и
деньгам. От отца - его быстрый и легкий шарм. Ян Рубенс сам занимался
образованием своего ребенка и передал ему свою неувядающую любовь к наукам
и литературе. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в
воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании
языков, в дипломатии – во многом состоялись благодаря заботам матери. Она,
вернувшись в Антверпен и приняв католичество, определила его в латинскую
школу Ромбоутса Вердонка. У него Петер Пауль вместе с братом Филиппом
проучился до 1590 года.
Мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де
Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из
хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять
достойное положение в обществе. Учтивый паж с хорошими манерами мог
рассчитывать на повышение, а с возрастом - и на важный и ответственный пост
у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в
управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая
карьера. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини
Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя
убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к
художнику
Этим учителем был Тобиас Верхахт. Петер Пауль перебирается к нему в
дом. Он приобщается к благородному искусству живописи. Это означает, что
его учат вытирать кисти, смешивать краски, и прибирать мастерскую. Кроме
того, он смотрит, как работает его учитель и пытается ему подражать. Но
Тобиас Верхахт был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом - рисовал
ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Петер
Пауль не мог многому у него научиться.