Рубенс

миловидная, нежная, обнаженная почти до пояса. Там же его дочь, его

племянница – знаменитая фигура в соломенной шляпке; его отец, дети и

младший сын в образе ангела, юный, восхитительный мальчуган. Сам художник

изображен на этой картине в доспехах, сверкающих темной сталью и серебром,

со знаменем «Святого Георгия» в руках. Он постарел, осунулся, поседел,

волосы у него растрепаны, на лице видны разрушительные следы времени, но он

прекрасен внутренним огнем. Без всякой позы и напыщенности он, поразив

дракона, наступил на него закованной в железо ногой. Именно Рубенс, как

никакой другой человек, оглядываясь в часы глубокого раздумья на себя

самого и пройденный жизненный путь и чувствуя себя полным уверенности и

сил, в праве был изобразить себя победителем. Он вложил в эту картину все

свое искусство, все свое благоговение, все рвение.

До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов,

как он. После него среди величайших живописцев мира один только Рембрант

значительно превосходит его в этой области портретного творчества. Все

автопортреты Рубенса написаны без пышности и аксессуаров. Нет в них и

вульгарного самолюбованья, скорее они - интимные автобиографии, чем

собственное превознесение достоинств и добродетелей живописца. Особенно

выделяется в этом отношении автопортрет из коллекции дома Рубенса в

Антверпене, где всё внимание сосредоточено на изображении лица художника на

добром и живом выражении красивых карих глаз.

Автопортреты Рубенса - дневник жизни художника и человека, написанный

немногословно, сдержанно, но ярко и необычайно выразительно. На его

автопортретах запечатлена вся его жизнь. Радостный и задумчивый юноша - в

«Автопортрете с мантуанскими друзьями». Молодой, уверенный в себе мужчина-

в «Автопортрете с Изабеллой Брант» («Жимолостная беседка»). Зрелый муж,

дипломат и всемогущий, известный всей образованной Европе живописец - на

автопортретах в музее Уффици и в королевском собрании Виндзорского замка в

Англии. Многоопытный и полный собственного достоинства человек, слегка

презрительный и печальный - таков Рубенс в автопортрете из Музея истории

искусства в Вене.

Автопортреты Рубенса по своему характеру противоположны декоративным

формам и образам его живописи. Глядя на внешность Рубенса, обрисованную его

собственной рукой, скорее, представляешь его искусство строгим, сдержанным,

расчётливым в каждой мелочи и детали и в меньшей степени таким, каким оно

выглядит перед публикой в крупнейших музеях мира, начиная с Лувра, своими

огромными, щедрыми на образы, символы и аллегории композициями.

В последнем автопортрете Рубенс предстаёт перед нами величественным и

спокойным. Он твёрдо прошёл свой жизненный путь, обретя славу, богатство,

знатность, все радости семейного и домашнего очага. Следуя древним стоикам,

он ни одним движением не выдаёт невзгоды и мучительные стороны своей жизни,

и только правая рука, одетая в перчатку, скрывает от нас поражённую

подагрой руку, которая одарила мир чудесными фантазиями его живописного

гения.

Своё лицо Рубенс написал так, что вы видите все оттенки увядающей

кожи. Оживлённые кое - где болезненным бледно-розовым румянцем, и у вас дух

захватывает от мастерства изображения этого уже измождённого, но всё ещё

сохранившего и движение мысли в глазах, и биение крови в сосудах умного и

величавого лица.

Таким предстал перед нами Рубенс в последнем автопортрете.

30 мая 1640 года Рубенс умирает. В завещании Рубенс просит своих

наследников, чтобы они жили в согласии и ни в коем случае не прибегали к

судебным тяжбам.

Заключение

Рубенс был наделен сильным умом, необыкновенной политической

зрелостью, трезвым видением сути исторических ситуаций и реальных

возможностей современников. Его письма полны беспристрастных и точных

оценок, пронизаны чувством горечи и возмущения тем, что судьба мира

находится в руках «юнцов» молодых и бездарных королей Франции, Испании,

Англии. Он принимает активное участие в дипломатической деятельности – по

требованию эрцгерцогини Изабеллы и не из тщеславия, а потому что во

Фландрии не оказывается более умного, способного и дальновидного политика,

обладающего не только подлинной и бескорыстной заинтересованностью в судьбе

своей страны, но и всеми данными для такого рода дела. Награды же им

полученные, в том числе дворянство, ничтожны для человека такого масштаба,

как он, и, может быть, впервые были даны за истинные заслуги.

Но, несмотря на все его достижения в области искусства, многие

историки считают его баловнем судьбы, вытянувшим счастливый жребий, при

этом забывая о его гигантском трудолюбии и работоспособности. Он обладал

невероятной силой воли, собранностью и самодисциплиной. Также многие, ставя

богатство ему чуть ли не в вину, забывают, что он добыл его собственными

руками. Ему ставят в вину так же и то, что многие его произведения написаны

учениками, и что он держал мастерскую. Но он жил в то время, когда живопись

являлась ремесленным мастерством, и как каждое ремесленное производство

имело свою мастерскую и учеников.

Многие его называют буржуазной выскочкой, человеком неистощимого

честолюбия, жадно стремившегося к славе. Но если он дорого ценил свой труд,

то последний стоил того, и Рубенс, будучи, по существу, свободным

художником, ценившим превыше всего свою независимость, требовал настоящего

уважения к своему ремеслу живописца и высшей его оценки.

Делец и сребролюбец никогда не смог бы внушить нам то мощное чувство

щедрости и радости жизни, ее широты и полнокровности, ее бесценной

свободной сущности, которую мы ощущаем перед картинками Рубенса. Высокое

этическое содержание искусства является лучшей характеристикой

нравственного мира его создателя.

Рубенс своими концепциями и идеями внес большой вклад в развитие

барокко. Он явился одним из его создателей. В творениях Рубенса натура и

идеал слились в некоем новом естественном синтезе, настолько ярком и

впечатляющем, что само достижение этой желанной цели в немалой степени

воспринимается, как одна из важнейших предпосылок ликующего тонуса его

искусства, его переполненности чувствами счастливого бытия.

В своих работах он заложил те основы, которые в последствии

использовали многие художники нового времени. Он является ярким

представителем барокко, в произведениях которого были выражены наиболее

передовые, значимые идеи Западной Европы и Фландрии, в частности.

Когда впервые видишь картины Рубенса, то кажется, что жизнь и

творчество художника были безоблачным праздником, наполненным

удовольствиями, благородными движениями ума и сердца, всевозможными

развлечениями, богатством и красотой.

Но когда более пристально и глубоко начинаешь знакомиться с его

искусством и перипетиями его судьбы, то видишь, что жизнь Рубенса была

заполнена постоянным трудом и неуёмной тягой к знаниям, особенно в области

истории искусства, скреплённых суровой творческой дисциплиной.

Рубенс... Чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости

бытия. Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого

восприятия жизни. Он покоряет нас могуществом человеческой плоти, которая

безраздельно царит в его картинах. Мы словно ощущаем, как жаркая кровь

кипит в могучих жилах его героев, бьется в сердцах его белокурых богинь.

Рубенс, как никто, владел карнацией - искусством писать живое тело. Но

секрет живописи Рубенса был не в этом. Тайна его творчества проста. Он знал

и умел писать все. Владел оркестром палитры. Мог работать в одно касание -

а-ля прима. Недаром художники XIX века как бы вновь открыли Рубенса. Их

поразили его живая, трепетная форма, блистательный прозрачный колорит. Пять-

шесть красок звучат у Рубенса так, что перед нами предстает вся симфония,

вся радуга нашей земной жизни. Поистине Петер Пауль Рубенс шагнул через

века!

Литература:

Фромантэн Э. Старые мастера., М., 1966.

Всеобщая история искусств Т IV. Под редакцией Колпинского Ю.Д.,

Робенберга Е.И., М., 1963.

Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников., М.,

1977.

Авермат Р. Рубенс., М., 1977.

Лебедянский М.С. Портреты Рубенса., М., 1991.

История зарубежного искусства. Под общей редакцией Кузьминой Мальцевой

Н.И., М., 1984.

Долгополов И. Мастера и шедевры., в 3Т.Т1., М., 1986., с 209.

Седова Т.А. П.П. Рубенс. Художник 1990, № 9

Ротерберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в., М., 1971.

Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств., М., 197.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств., Вып II., М., 1991.

Варшавская М.Я. Петер Пауль Рубенс., М., 1973.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать