событием, как и открытие Чарльза Дарвина полвека тому назад. Для Дали
открытие подсознания имело три плюса: это порождало новые темы для картин,
позволяло исследовать и объяснить некоторые свои личные проблемы и было той
взрывчаткой, которая могла уничтожить старый порядок. Кроме того, это было
отличным средством рекламы творчества.
Первой его попыткой придать идее ощутимую форму стала картина "Человек-
невидимка", начатая им в 1929 году. Однако работа не была завершена до 1933
года. В этой картине фигура человека спрятана за множеством архитектурных
деталей и других предметов, фаллических символов, характерного
свидетельства страха кастрации Дали.
Дали заложил идею существования целого мира подсознания в 1936 году в
своей работе "Предместья параноидально-критического города: полдень на
окраинах европейской истории". На этой картине, на первый взгляд, изображен
типичный город. Раздражающие детали сразу не вызывают чувство удивления и
шока. Однако вскоре зритель начинает понимать, что перспективы отдельных
частей картины не связаны друг с другом, что, впрочем, не нарушает единства
композиции. Изображенный город кажется вышедшим из подсознательного
сновидения и имеет определенный смысл до тех пор, пока зритель не начинает
критически рассматривать его. Кроме деталей, присущих только снам, в разных
частях города происходят события, никак не связанные между собой, но
являющиеся настоящими плодами памяти Дали. Гала держит гроздь винограда,
который перекликается с частичной фигурой лошади и классическим зданием на
втором плане, что, в свою очередь, отражается в игрушечном доме, помещенном
в открытый ящик комода. В общем законченный, но разобщенный сюжет
объясняется в подзаголовке названия картины: это действительно история
Европы, прошедшей полпути, дышащая ностальгией, сожалением.
ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА
Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было
равнодушным к искусству, особенно современному, вызвало в нем его
естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время,
около середины 1930-х, художник начал создавать сюрреалистические объекты,
ставшие его самыми известными произведениями. Из парикмахерского манекена
он сделал бюст, положив на него французский батон и чернильницу. Затем
последовал шокирующий и вызывающий смокинг - афродизиак, увешанный бокалами
для вина. Другими его памятными работами были "Телефон - омар", созданная в
1936 году композиция, и шокирующий "Диван-губы Маэ Уэст" (1936-37):
деревянная рама, обтянутая розовым атласом.
Но больше всего внимания к Дали привлекли не эти странные предметы, а
его лекция в Лондон Групп Румз, Бэрлингтон Гардэнз в июле 1936 года. Она
проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов. Художник появился
в костюме водолаза - глубоководника. Костюм подходил для погружения в
подсознание и был встречен шумными аплодисментами. Однако когда Дали стал
задыхаться и начал отчаянно жестикулировать, аплодисменты сменились страхом
и растерянностью. Это было не совсем то, что задумывал Дали, однако
внимание широкой публики было привлечено к первой выставке
сюрреалистических работ, проводимой в Лондоне, в галерее на Корк-стрит.
Выставка, пользующаяся огромной популярностью, проводилась американским
коллекционером Пегги Гуггенхайм. Кроме рекламы выставки, инцидент с
костюмом водолаза привлек к Дали внимание издателей журнала "Тайм": на
обложке последнего номера 1936 года была помещена его фотография. Под
фотографией, сделанной Маном Рэем, был следующий комментарий: "Горящая
сосна, архиепископ, жираф и облако перьев вылетели из окна".
Мисс Гуггенхайм стала вторым меценатом Дали из богатых нью-йоркских
покровителей художников (до этого он читал лекции о сюрреализме в Музее
современного искусства Нью-Йорка в 1935 году). Вскоре эти меценаты стали
его самыми горячими сторонниками.
СЮРРЕАЛИСТ-ЗНАМЕНИТОСТЬ
По возвращении из следующей поездки в Соединенные Штаты в 1937 году,
где он посетил Харпо Маркса в Голливуде и принял участие в работе над
сценарием фильма, Дали участвует в другой международной выставке
сюрреалистов, на этот раз - в Париже. Теперь он создал сюрреалистическую
композицию "Дождливое такси". Она представляла собой такси с обнаженным
манекеном (какие обычно выставляют в витринах) на заднем сиденье. Его тело
было покрыто живыми улитками. Кроме того, в салон лилась вода из дыр в
крыше. Работа вызвала большой шум и гнев критики.
Дали примирился со своим новым статусом личности, что выразилось в его
многозначительной картине "Метаморфозы Нарцисса" (1936-37). Это была его
самая удачная картина того периода с двоякими образами. На первый взгляд
кажется, что на ней изображены конечности двух фигур на обычном фоне. Но
затем можно заметить, что конечности в левой части картины принадлежат
фигуре человека, частично скрытого в тени и смотрящегося в воду, которая
отражает его изображение, - изображение Нарцисса. Справа - набор похожих
форм, но теперь конечности - это пальцы, держащие яйцо, из трещин которого
вырастает цветок нарцисса.
Миф о Нарциссе интерпретирован здесь Дали как история своего
собственного превращения через Галу. Поглощенный собой юноша, ранее
озабоченный мастурбацией и кастрацией, теперь стал членом нормального
сексуального союза, изображенного на втором плане картины в стиле,
напоминающем активный мир работ эпохи Возрождения. Даже шахматное поле было
позаимствовано из картины Беллини.
ИСКУССТВО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в
1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала
Франке и верных ему войск против народного правительства. Правительство
было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать
опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.
Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах,
написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая
конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936).
Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой"
Пикассо. Но она менее соответствует общественному вкусу из-за ее очевидных
сексуальных обертонов.
В картине доминирует фрагмент голого женского тела. Грудь жестоко
сжимается шишковатой рукой. Публику в самом деле больше ужаснул реализм
Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали
удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые
простыми вареными бобами,- едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на
переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого
человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках
абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.
Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие
как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в
Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в "Осеннем каннибализме"
(1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Ужас художника смягчен
здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли о
том, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь все
равно продолжается.
Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто
"Испания". Картина была написана в 1938 году, когда война достигла
кульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально -
критической работе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с
одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани. Верхняя часть
тела женщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - в
воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором плане
изображена пустынная песчаная равнина.
Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. По
привычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть была
анестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине
"Сон" (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова без
туловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любой
момент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживает
подпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережья
Коста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькой
рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника.
В другой группе картин, где проявилось беспокойство Дали по поводу явно
приближающейся мировой войны, использовалась телефонная тема. В "Загадке
Гитлера" (около 1939) изображены телефон и зонтик на пустынном пляже.
Картина намекает на неудачную встречу премьер-министра Великобритании
Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Как в "Возвышенном моменте", так и
в "Горном озере", написанных в 1938 году, художник использовал (кроме
телефона) изображение костыля, типичный для Дали символ дурных
предчувствий.
Во время гражданской войны в Испании Дали и Гала посетили Италию, чтобы
посмотреть работы художников эпохи Возрождения, которыми Дали больше всего
восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это путешествие вдохновило
художника написать "Африканские впечатления" (1938). Семейная пара
вернулась во Францию, где ходили слухи о скорой войне в Европе, и нашла
время, чтобы еще раз побывать в Соединенных Штатах в первой половине 1939
года.
Неумолимо надвигающийся ужас тревожил Дали. Сразу же после начала войны
в сентябре 1939 он оставил Париж и отправился в Аркашон, что на морском
побережье южнее Бордо. Отсюда Гала и он перебрались в Лиссабон, где среди
бегущих от войны они встретили знаменитого дизайнера Эльзу Скьяпарелли, для
которой он уже разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера Рене Клера.
Анаграмма "Авида Долларз" была сделана в 1941 году из имени Сальвадора Дали
Андре Бретоном как насмешка над суетой Дали по поводу зарабатывания денег.
Но в ней скрывалось что-то, гораздо большее, чем укол зависти, вызванной