Сальвадор Дали

растущим успехом Дали, взлет которого начался в 1936 году, и удивительно

теплым приемом, оказанным художнику в Соединенных Штатах как богатыми

меценатами, так и простыми зрителями,

В художественных кругах Европы Дали не считали серьезным претендентом

на корону эстета, так как он был погружен в экзотерические теории

искусства. Но в США, где искусство еще руководствовалось традиционными

установками и за традиционным европейским искусством охотились миллионеры и

короли бизнеса, Дали встречали с энтузиазмом. Его картины, хоть и с

загадочным содержанием, были доступны для визуального восприятия, так как

на них были изображены понятные предметы, поэтому эта импульсивная

личность, всюду отталкиваемая и всех раздражающая в Европе, была принята в

Соединенных Штатах, которые гордились своими откровенными,

твердохарактерными, всеобъемлющими персоналиями и шоуменами.

АМЕРИКАНСКИЕ МЕЧТЫ

Дали и Гала нехотя покинули Европу, но вскоре удобно устроились в

Фридриксбурге, штат Вирджиния, в Хэмтон Мэнор, в доме Карее Кросби,

авангардного издателя. Здесь Гала начала вить для Дали уютное гнездышко,

реквизировав библиотеку и заказав необходимые для живописи принадлежности

из близлежащего города Ричмонда. За ее хлопотами наблюдала и позже

вспоминала присутствовавшая там писательница Анаис Нин.

Спустя год Дали и Гала переехали с миссис Кросби через Соединенные

Штаты в Монтерей, неподалеку от Сан-Франциско, штат Калифорния. Дом в этом

городе стал их основным прибежищем, хоть они и жили подолгу в Нью-Йорке,

купаясь в роскоши. За восемь лет, проведенных Галой и Дали в Америке, Дали

нажил состояние. При этом, как утверждают некоторые критики, он поплатился

своей репутацией художника.

В мире художественной интеллигенции репутация Дали всегда была

невысокой. Он не только вел себя вызывающе, что приносило ему какие-то

рекламные дивиденды, но рассматривалось любителями искусства как простое

кривляние для привлечения внимания к своим работам. Он еще и не работал в

существующих в искусстве направлениях. Если брать шире, то большинство

художников и любителей видели искусство того времени как поиск нового

языка, при помощи которого нашли бы свое выражение современное общество и

все новые идеи, которые в нем рождаются. Старая техника, как в литературе,

так и в музыке или пластических видах искусства, по их мнению, не подходила

для двадцатого века.

Многим казалось, что традиционный стиль письма Дали не сочетался с

работой по поиску нового языка живописи, отразившейся на картинах таких

мастеров двадцатого века как Никассо и Матисс. Однако у Дали были

последователи из числа европейских любителей искусства, особенно тех, кто

интересовался движением сюрреалистов, кто видел в его работах уникальный

способ выражения скрытых частей духа человека.

АМЕРИКАНСКИЕ ИНЦИДЕНТЫ

Дали во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных

коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений,

моде и даже издавал газету в целях саморекламы (вышло всего два номера).

Так как со временем число проектов росло, он казался скорее массовиком-

затейником, чем серьезным художником, занятым исследованием выразительных

средств. Хоть популярность его и росла, Дали начал терять, по крайней мере

в Европе, поддержку художественных критиков и историков, от которых

зависела репутация художника на протяжении его жизни.

Из своей тихой гавани в Вирджинии, а затем в Калифорнии, Дали начал

триумфальное покорение мира искусства нового континента. Американские

друзья были готовы и дальше помогать художнику в его карьере. Одним из

первых его заказов стало оформление павильона "Мечта Венеры" на

Международной нью-йоркской выставке в 1939 году. Дали планировал построить

бассейн внутри павильона, в который он намеревался поместить русалок. На

фасаде же он хотел изобразить фигуру Венеры в стиле Боттичелли, но с

головой трески или подобной рыбы. Дирекция выставки не утвердила эти планы,

и павильон не был сооружен, но у Дали появилась возможность опубликовать

свой первый американский манифест: "Декларация независимости воображения и

прав человека на собственное сумасшествие".

Случай с Бонуитом Тэллером произошел до инцидента с Международной

выставкой. Дали заказали оформление витрин универмага Бонуита Тэллера в Нью-

Йорке. Дали выполнил этот заказ в своем неподражаемом экстравагантном

стиле, выставив черную атласную ванну и навес из головы буйвола с

окровавленным голубем в зубах. Эта композиция привлекла столько публики,

что было невозможно пройти по тротуарам Пятой авеню. Администрация закрыла

композицию. Это так расстроило Дали, что он перевернул ванну, разбив при

этом зеркальное стекло окна, и вышел через него на улицу, где его

арестовала нью-йоркская полиция.

Дали вынесли приговор с отсрочкой исполнения. Это привлекло столько

внимания к его личности, что следующая его выставка в нью - йоркской

галерее пользовалась безумным успехом. Такие случаи, иногда шокирующие,

создали хорошую рекламу Дали среди обычной публики, которая видела в

художнике воплощение свободы личности, которой так гордились Соединенные

Штаты и которую, как он заявлял, можно найти только в Америке (то есть не в

Европе).

Когда некоторые журналисты усомнились во вменяемости Дали и

целесообразности его кривляний, он принял вызов. Отвечая на статью в "Арт

Дайджест", интересующуюся, просто ли он сумасшедший или обычный удачливый

бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий,

философствующий Дали и где заканчивается сумасшедший и абсурдный Дали.

МИР РАБОТЫ

Все это было частью духа Нового Света того времени и сделало из Дали

пользующийся спросом товар вне поля деятельности дилеров и художественных

галерей. Он уже разрабатывал модели для Эльзы Скьяпарелли. Теперь же он

начал изобретать более фантастические предметы моды, которые попадали на

страницы "Вог" и "Харперз базар" и завоевывали ему популярность среди

богатой и изысканной публики. Маркиз де Куэвас, основатель балета Монте-

Карло, тоже ввел Дали в свой мир, заказав оформление сцены для "Вакханалии"

с костюмами от Коко Шанель. Другими заказами на оформление сцены для балета

от Маркиза де Куэваса были "Лабиринт" (1941) с постановкой хореографии

Леонидом Массином, "Сентиментальный разговор, Китайское кафе" и

"Разрушенный мост" (1944).

В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где

художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис

Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также

работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.

К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с

энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел

царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад

кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую

последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945

году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как

учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев,

поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник

начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению,

не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по

сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.

Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой,

постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам

Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы

написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй

мировой войны.

БЕСПОКОЙСТВО И СОБЛАЗНЕНИЕ

Тем временем за картины Дали выкладывали крупные суммы. Их популярность

объяснялась отчасти тем, что они выглядели как работы старых мастеров,

старательно и на совесть сделанные. Важно было и то, что их написал

человек, хоть иногда и эксцентричный во время своего появления на публике,

но симпатичный, воспитанный, хорошо одетый и скорее всего не революционер и

не коммунист.

Такая значительная работа Дали как "Рынок рабов с исчезающим бюстом

Вольтера", написанная в 1940 году, была наполнена отголосками последних

европейских картин. Картина похожа на сцену с полуобнаженной Галой в левом

нижнем углу. Она смотрит на группу персонажей на фоне разрушенного здания.

Среди фигур выделяются две женщины в голландских платьях, которые,

благодаря великолепному умению художника создавать двойственные образы,

являются также бюстом Вольтера работы скульптора Гудона. Позади них

изображенные в темных тонах рабы, о которых и говорится в названии картины.

Они свидетельствуют о настроении Дали, Полного вольтеровского самосомнения,

до того как влияние Галы придало ему свободу и уверенность в себе.

Другая картина, свидетельствующая о том, что Дали не чувствовал себя

совершенно свободно вдали от привычного ландшафта Коста Брава, называется

"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". На

этой картине, написанной в 1944 году, Дали изобразил Галу лежащей на

каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии,

написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба.

Все это - типичный для Дали кошмар. Вся картина кажется немного

легковесной, как рекламная графика.

Картина наводит на мысль о том, что Дали временно потерял связь с

подсознательным слоем своего вдохновения. Однако вскоре она была

восстановлена, когда художник принял участие в конкурсе на лучшую картину

для фильма "Бель Ами" (примечание переводчика: "бель ами" - на французском

означает "милый друг"), организованном Лоев Левин Студи-ос. Предметом

картины должно было быть искушение святого Антония. И хотя в конкурсе

победил Макс Эрнст, у художника появились новые идеи, отразившиеся в новой

серии картин.

В "Искушении святого Антония" (1946) Дали поместил святого в левый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать