монастырь») народ целиком доверяется патриарху и боярам: «А как нам знать?
То ведают бояре, не нам чета». В последних сценах («Лобное место» и
«Кремль. Дом Борисов.») народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам:
«Что толковать? Боярин правду молвил». «Расступитесь расступитесь. Бояре
идут».каждый ведёт себя «как все»: «Ну, брат, дошло до нас, скорее! На
колени!», «Все плачут, заплачем, брат, и мы».
Реальная картина словно двоится: с одной стороны, народ не понимает,
что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознания
значительности событий и творящейся на его глазах истории; с другой
стороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду,
скрывающуюся за конкретными обстоятельствами. Люди в трагедии недоумевают и
перекидываются репликами: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам
ещё», «Да кто их разберёт?». В месте с тем народ «кричит», «вдохновляясь»,
однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре.
Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, что
престол пуст: «О боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» по древнему
опыту народ убеждён в том, что безначалие гибельно. Безначалие – синоним
сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжёлые дни и
тяжёлая судьба. Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. В
сцене «Лобное место» народ провозглашает здравицу Самозванцу: «Да
Здравствует Дмитрий, наш отец!» А прежде радовался согласию Бориса: «Борис
наш царь! Да здравствует Борис!»
Логика народа не совпадает с логикой Бориса (Самозванца) и бояр.
Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр. Бояре,
напротив. Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. В
такую политику чувства и действия народа не вмешиваются.
В сцене «Царские палаты» Годунов, оставшись один говорит:
Я думал свой народ
В довольствии. Во славе успокоить,
Щедротами любовь его сыскать…
Он перечисляет свои заслуги перед народом:
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им. Я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища!
Они ж меня пожаром упрекали!
С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благие
дела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой.
Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет Годунова
очень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия.
Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой
собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом
царя, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует:
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ не
подозревал о своём грехе, его вина – следствие обмана, а не сознательного
умысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавший
нравственным внутренним чутьём грех, уже не хочет принимать милости и
щедроты Бориса, отвергает их. Другая причина. По которой народ не
благодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвение
совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних
ценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул которой
колеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляют
одновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевные
порывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды и
лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился.
Тень Дмитрия – царевича поднимается из небытия и оказывается в
конечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающей
все другие, имеющиеся в распоряжении Бориса.
На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма
«Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного
искусства.
М.П. Мусоргский входил в содружество талантливых композиторов,
названное критиком В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.).
Деятельность «Могучей кучки» была связанна с общим направлением передовой
культуры России 60-70-х г. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского,
музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем
овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения.
Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.
Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной, симфонической
музыки, национальной оперы. Особенно следует отметить народные музыкальные
драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы
«Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, а также «Псковитянка» Римского-
Корсакова и эпическая опера Бородина «Князь Игорь».
М.П. Мусоргский создал много замечательных романсов и песен (около
70) посвящённых народу, русскому крестьянину: «Калистрат», «Колыбельная
Ерёмушке», «Сиротка», «Спи, усни крестьянский сын». Сам композитор называл
их «народными картинками». С небывалой смелостью и правдивостью он показал
в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина – бедняка.
«Народные картинки» написанные Мусоргским в 60-е годы, подготовили
появление оперы «Борис Годунов» (1869-1872).
Дирекция императорских театров препятствовало постановке этого
революционного по духу, новаторского по форме произведения. Однако под
давлением передовых артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в
1874 г. Мариинским театром. С восторгом приняли оперу демократические
слушатели. Царский двор и «верхушка общества» старались всячески помешать
успеху оперы.
Музыка оперы заселена небывалыми дотоле в музыкальном искусстве
героями и образами. Беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие,
корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо из
жизни.
Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа.
В одном из писем к своему другу и единомышленнику Репину он также писал: «
…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью –
мерещится мне он, он один, цельный, большой, не подкрашенный и без
сусальности». Русский народ – угнетённый, страдающий, униженный беззаконием
и тяготами жизни в крепостной Руси, ещё не созревший, только порой
помышляющий о сопротивлении - вот содержание большей части созданных
Мусоргским произведений.
Музыка Мусоргского – музыка русского человека, и не просто русского, а
православного. Перевернём ещё раз страницы клавира оперы «Борис Годунов»,
услышим внутренним слухом рассказы, монологи, песни, причитания, стоны,
хоры действующих лиц оперы.
В опере практически отсутствуют подлинные церковные мелодии. Ещё раз
вслушаемся в музыкальную речь героев, попытаемся понять, как композитор
оценивает каждого героя с точки зрения духовности, с позиции православного
сознания. Официальная трактовка оперы – драма совести, драма народа.
Совесть – ключевое слово оперы. Какой путь совесть укажет Борису.
Вслед за Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным М.П. Мусоргский обращается к
образу царя. Уже слушая вступление к опере можно понять, что это будет
народная драма. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песни
горький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма –
страдание Руси, она проходит 4 раза. Превращаясь из скорбной жалобы в
грозный гул могучей силушки народной. Если вспомнить, что во вступлении к
опере заложены главная мысль композитора и краткое содержание оперы, то ещё
раз убеждаешься, что это будет народная драма: народ – это всё, и драма –
всех. Но кто же в опере народ? Борис Годунов , Шуйский, Щелканов, Ксения,
Пимен, Варлаам, Самозванец – народ. А хоры, в которых поёт русский люд, -
толпа?
Вопрос «народ или толпа», имевший для русских людей особое
значение, не мог, конечно, не встать перед Мусоргским и не сделаться для
него стержневым. Но суть позиции композитора в том, что для него,
собственно , вопроса нет: народ – но всё же толпа. Толпа – но ведь народ? В
опере «Борис Годунов» события развиваются так, что народ терпит поражение.
Критическим взором окидывая современность и прошлое, Мусоргский
выносил приговор определенным явлениям жизни: ненавидя врагов народа,
виновных в тяжком его положении, но не снимая вины и с самого народа –
толпы. Однако критика народа у Мусоргского – лишь выражение глубокой
сыновней любви.
Первое обращение к народу думного дьяка Щелканова: «Православные!»
несколько фраз, но каких:
Стонет земля в злом бесправье
Ко Господу сил припадите
Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение…
И озарит небесным светом Бориса усталый дух!
Соблюсти заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей.
Именно к этому призывает Щелканов народ, стоящий на коленях. И сразу
проходит перед нами в этой сцене хор калик перехожих : «Слава Тебе, Творцу
всевышнему на земле, Слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава на
Руси!» великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозный