Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина Борис Годунов, в опере М.П. Мусоргского Борис Годунов и картине В.И. Сурикова Боярыня Морозова

монастырь») народ целиком доверяется патриарху и боярам: «А как нам знать?

То ведают бояре, не нам чета». В последних сценах («Лобное место» и

«Кремль. Дом Борисов.») народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам:

«Что толковать? Боярин правду молвил». «Расступитесь расступитесь. Бояре

идут».каждый ведёт себя «как все»: «Ну, брат, дошло до нас, скорее! На

колени!», «Все плачут, заплачем, брат, и мы».

Реальная картина словно двоится: с одной стороны, народ не понимает,

что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознания

значительности событий и творящейся на его глазах истории; с другой

стороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду,

скрывающуюся за конкретными обстоятельствами. Люди в трагедии недоумевают и

перекидываются репликами: «О чём там плачут?», «А как нам знать?», «Что нам

ещё», «Да кто их разберёт?». В месте с тем народ «кричит», «вдохновляясь»,

однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре.

Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, что

престол пуст: «О боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» по древнему

опыту народ убеждён в том, что безначалие гибельно. Безначалие – синоним

сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжёлые дни и

тяжёлая судьба. Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. В

сцене «Лобное место» народ провозглашает здравицу Самозванцу: «Да

Здравствует Дмитрий, наш отец!» А прежде радовался согласию Бориса: «Борис

наш царь! Да здравствует Борис!»

Логика народа не совпадает с логикой Бориса (Самозванца) и бояр.

Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр. Бояре,

напротив. Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. В

такую политику чувства и действия народа не вмешиваются.

В сцене «Царские палаты» Годунов, оставшись один говорит:

Я думал свой народ

В довольствии. Во славе успокоить,

Щедротами любовь его сыскать…

Он перечисляет свои заслуги перед народом:

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им. Я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища!

Они ж меня пожаром упрекали!

С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благие

дела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой.

Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет Годунова

очень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия.

Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой

собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом

царя, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует:

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли.

Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ не

подозревал о своём грехе, его вина – следствие обмана, а не сознательного

умысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавший

нравственным внутренним чутьём грех, уже не хочет принимать милости и

щедроты Бориса, отвергает их. Другая причина. По которой народ не

благодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвение

совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних

ценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул которой

колеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляют

одновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевные

порывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды и

лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился.

Тень Дмитрия – царевича поднимается из небытия и оказывается в

конечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающей

все другие, имеющиеся в распоряжении Бориса.

На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма

«Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного

искусства.

М.П. Мусоргский входил в содружество талантливых композиторов,

названное критиком В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.).

Деятельность «Могучей кучки» была связанна с общим направлением передовой

культуры России 60-70-х г. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского,

музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем

овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения.

Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.

Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной, симфонической

музыки, национальной оперы. Особенно следует отметить народные музыкальные

драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы

«Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, а также «Псковитянка» Римского-

Корсакова и эпическая опера Бородина «Князь Игорь».

М.П. Мусоргский создал много замечательных романсов и песен (около

70) посвящённых народу, русскому крестьянину: «Калистрат», «Колыбельная

Ерёмушке», «Сиротка», «Спи, усни крестьянский сын». Сам композитор называл

их «народными картинками». С небывалой смелостью и правдивостью он показал

в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина – бедняка.

«Народные картинки» написанные Мусоргским в 60-е годы, подготовили

появление оперы «Борис Годунов» (1869-1872).

Дирекция императорских театров препятствовало постановке этого

революционного по духу, новаторского по форме произведения. Однако под

давлением передовых артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в

1874 г. Мариинским театром. С восторгом приняли оперу демократические

слушатели. Царский двор и «верхушка общества» старались всячески помешать

успеху оперы.

Музыка оперы заселена небывалыми дотоле в музыкальном искусстве

героями и образами. Беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие,

корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо из

жизни.

Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа.

В одном из писем к своему другу и единомышленнику Репину он также писал: «

…народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью –

мерещится мне он, он один, цельный, большой, не подкрашенный и без

сусальности». Русский народ – угнетённый, страдающий, униженный беззаконием

и тяготами жизни в крепостной Руси, ещё не созревший, только порой

помышляющий о сопротивлении - вот содержание большей части созданных

Мусоргским произведений.

Музыка Мусоргского – музыка русского человека, и не просто русского, а

православного. Перевернём ещё раз страницы клавира оперы «Борис Годунов»,

услышим внутренним слухом рассказы, монологи, песни, причитания, стоны,

хоры действующих лиц оперы.

В опере практически отсутствуют подлинные церковные мелодии. Ещё раз

вслушаемся в музыкальную речь героев, попытаемся понять, как композитор

оценивает каждого героя с точки зрения духовности, с позиции православного

сознания. Официальная трактовка оперы – драма совести, драма народа.

Совесть – ключевое слово оперы. Какой путь совесть укажет Борису.

Вслед за Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным М.П. Мусоргский обращается к

образу царя. Уже слушая вступление к опере можно понять, что это будет

народная драма. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песни

горький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма –

страдание Руси, она проходит 4 раза. Превращаясь из скорбной жалобы в

грозный гул могучей силушки народной. Если вспомнить, что во вступлении к

опере заложены главная мысль композитора и краткое содержание оперы, то ещё

раз убеждаешься, что это будет народная драма: народ – это всё, и драма –

всех. Но кто же в опере народ? Борис Годунов , Шуйский, Щелканов, Ксения,

Пимен, Варлаам, Самозванец – народ. А хоры, в которых поёт русский люд, -

толпа?

Вопрос «народ или толпа», имевший для русских людей особое

значение, не мог, конечно, не встать перед Мусоргским и не сделаться для

него стержневым. Но суть позиции композитора в том, что для него,

собственно , вопроса нет: народ – но всё же толпа. Толпа – но ведь народ? В

опере «Борис Годунов» события развиваются так, что народ терпит поражение.

Критическим взором окидывая современность и прошлое, Мусоргский

выносил приговор определенным явлениям жизни: ненавидя врагов народа,

виновных в тяжком его положении, но не снимая вины и с самого народа –

толпы. Однако критика народа у Мусоргского – лишь выражение глубокой

сыновней любви.

Первое обращение к народу думного дьяка Щелканова: «Православные!»

несколько фраз, но каких:

Стонет земля в злом бесправье

Ко Господу сил припадите

Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение…

И озарит небесным светом Бориса усталый дух!

Соблюсти заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей.

Именно к этому призывает Щелканов народ, стоящий на коленях. И сразу

проходит перед нами в этой сцене хор калик перехожих : «Слава Тебе, Творцу

всевышнему на земле, Слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава на

Руси!» великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать