других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в
трагической судьбе раскола.
А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из
московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего
огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют
«бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему
босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и
лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, —
то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Не успел художник
справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и
трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с
беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же
«вставить» его в руки странника, который уже написан на картине.
Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке
и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со
скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом
полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и
высокой шапке; и тайные староверы.
Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову
должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды
следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с
нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за
первым попав-II имея обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где
бы очи ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял
проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя
ее от случайных прохожих.
Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и счег, а В.
Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потом
рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначала
толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно
было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе теря
лось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи
Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала,
и с нее написал этюд. «И как вставил i картину — она всех победила».
Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими
ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной
убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой
фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она
сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в
двуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная
судьба.
Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в
ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь
ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок?
Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть
мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужш
мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин
притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется
суриковская толпа. И мы...
Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых
воплощался дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время
предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И ещё его
всегда интересовали народные судьбы на широких перекрёстках истории. Боле
того во всём мире трудно назвать другого живописца, который так бы глубоко
проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых
художественных образах.
В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовёт
зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и
судьбах народных. «Вот так бывает сурова и подчас жестока действительность,
- говорит сам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват,
кто прав».
Судьба русского народа волновала и других художников этого времени.
Это одна из причин, которая собрала их в одно общество.
В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства
определяли молодые художники, объединившиеся под руководством В.Н.Крамского
в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности
которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков.
Главной причиной возникновения товарищества передвижных выставок было
стремление художников, порвав с мертвящими правилами академического
направления, начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизнью
народа.
Перед художниками открылась возможность отражать в искусстве
исторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русского
народа. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя с
блестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличая
попов, купцов и закоснелых господ и тяжелую долю русского народа.
Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил
Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников,
что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от
каких эксплуататоров творческого труда.
Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге
(1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905
гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.).
Примерно в это же время в Петербургской императорской академии
художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. Художники И.Н.Крамской
(1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890
гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет
из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию
и основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцам
с предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошел
распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской
уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. По
выработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продавая
картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка
устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих
художников и постепенно получила очень большую популярность и народное
признание. Это было первое смелое выступление против диктаторства
самодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ни
боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу,
Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Очень
выразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например,
«Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стене
крестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление,
виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протирает
тарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнами
жуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горького
разочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорило
демократическому зрителю.
Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать за
благополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну».
В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плач
женщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, в
насмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно,
избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, что
очень актуально и в нашей современной жизни.
В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, как
Репин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г.
– Серов.
С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картины
И.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями об
историческом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемой
частью нашего мировоззрения.
Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразу
же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на
Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной им
сцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой
артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака,
донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных
людей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIX
века стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышления
художника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный
ход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизни
современной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкое
прозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивую
важность богатеев.
Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русского
народа в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаю
провести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Это
будет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением в
искусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлю