Трагическая роль русского народа в произведении А.С. Пушкина Борис Годунов, в опере М.П. Мусоргского Борис Годунов и картине В.И. Сурикова Боярыня Морозова

других выражает раздумье по поводу происходящего события, столь важного в

трагической судьбе раскола.

А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из

московских рынков. Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего

огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют

«бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему

босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую и

лиловую игру пятен. «Если бы я писал ад, — говорил впоследствии художник, —

то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Не успел художник

справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И он смешно и

трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с

беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же

«вставить» его в руки странника, который уже написан на картине.

Потом благоговейно склонилась в поклоне красивая девушка в синей шубке

и золотистом платке; вскоре были написаны монашенка и девушка со

скрещенными на груди руками; и стрельцы с бердышами, и мальчик в дубленом

полушубке; и ощеривший беззубый рот, торжествующе хохочущий поп в шубе и

высокой шапке; и тайные староверы.

Для картины был нужен глубокий снег, по которому боярыню Ф.П. Морозову

должны были везти в розвальнях. Розвальни оставляют в рыхлом снегу борозды

следов, но на раскате получается совсем особый след, и В. Суриков с

нетерпением ждет снегопада. А потом выбегает на улицу и долго идет за

первым попав-II имея обозом. С тех пор он часто ходил за розвальнями, где

бы очи ему ни встретились, заворачивал их к себе на двор, заставлял

проехать по снегу и тут же садился писать колею, как драгоценность, охраняя

ее от случайных прохожих.

Уже были написаны главки церквей, и сама улица, и дома, и счег, а В.

Суриков все продолжал искать главное — образ самой боярыни. Сам он потом

рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «...я на картине сначала

толпу писал, а ее после. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно

было лицо ее найти. Ведь сколько времени я его искал. Все оно в толпе теря

лось». Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи

Васильевны, и со своей жены... А потом как-то увидел он начетчицу с Урала,

и с нее написал этюд. «И как вставил i картину — она всех победила».

Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими

ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной

убежденности, воли и огня, что от него трудно оторваться. В худощавой

фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она

сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в

двуперстном знамении — переданы В. Суриковым ее страстная жизнь и горестная

судьба.

Почему часами можно стоять перед этой картиной, все время открывая в

ней что-то для себя новое, разглядывая и переживая, удивляясь и восхищаясь

ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок?

Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть

мученичество? Она склоняется перед ним, и именно в «обаятельной силе чужш

мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин

притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется

суриковская толпа. И мы...

Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых

воплощался дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время

предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И ещё его

всегда интересовали народные судьбы на широких перекрёстках истории. Боле

того во всём мире трудно назвать другого живописца, который так бы глубоко

проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых

художественных образах.

В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовёт

зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах человеческих и

судьбах народных. «Вот так бывает сурова и подчас жестока действительность,

- говорит сам художник, - смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват,

кто прав».

Судьба русского народа волновала и других художников этого времени.

Это одна из причин, которая собрала их в одно общество.

В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства

определяли молодые художники, объединившиеся под руководством В.Н.Крамского

в «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности

которого большую роль играли критик В.В.Стасов и меценат П.М.Третьяков.

Главной причиной возникновения товарищества передвижных выставок было

стремление художников, порвав с мертвящими правилами академического

направления, начать новую линию искусства, тесно связанную с бытом и жизнью

народа.

Перед художниками открылась возможность отражать в искусстве

исторические, национальные и драматические эпизоды из жизни русского

народа. Передвижники обнажали противоречия капиталистического строя с

блестящим юмором и тонкой сатирой, с исключительной правдивостью изобличая

попов, купцов и закоснелых господ и тяжелую долю русского народа.

Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил

Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников,

что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от

каких эксплуататоров творческого труда.

Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге

(1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905

гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.).

Примерно в это же время в Петербургской императорской академии

художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. Художники И.Н.Крамской

(1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890

гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет

из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию

и основали свободную Артель художников. Москвичи обратились к петербуржцам

с предложением объединиться. Но вскоре в петербуржской Артели произошел

распад: она постепенно превращалась в коммерческую организацию. Крамской

уехал в Москву и вступил в группу передвижников. Товарищество крепло. По

выработанному передвижниками Уставу, каждый член товарищества, продавая

картину или скульптуру, вносил часть суммы на общие расходы. Выставка

устраивалась ежегодно и передвигалась из города в город на средства самих

художников и постепенно получила очень большую популярность и народное

признание. Это было первое смелое выступление против диктаторства

самодержавия в искусстве. Художники как бы встали «на линию огня». И как ни

боролись с ними академические приверженцы, стараясь задушить свежую силу,

Товарищество росло, пополнялось новыми талантливыми мастерами. Очень

выразительны картины о судьбе простого народа Г.Г.Мясоедова. Например,

«Земство обедает». Над головами понурых, устало прислонившихся к стене

крестьян, пришедших со своими нуждами и жалобами в земское управление,

виднеется в раскрытом окне буфетная. Лакей с бакенбардами протирает

тарелки. Видно, что где-то в доме идет пышный обед, а мужики под окнами

жуют черный хлеб и луковицы. Выражение безнадежности, горького

разочарования и тяжелого раздумья на лицах мужиков об очень многом говорило

демократическому зрителю.

Трагическая роль русского народа, которого заставляют умирать за

благополучие богатеев, отражена в картине К.А.Савицкого «На войну».

В пестрой сумятице на вокзале будто слышатся выкрики новобранцев, плач

женщин, команды начальства. В застывшей фигуре равнодушного жандарма, в

насмешливом выражении лица мужика, стоявшего в стороне, как видно,

избежавшего призыва, художник показал произвол над русским человеком, что

очень актуально и в нашей современной жизни.

В 1884 г. к передвижникам присоединились такие крупные живописцы, как

Репин, Суриков, Левитан, Ярошенко, Васнецов, Поленов, Коровин, а в 1900 г.

– Серов.

С особо яркостью рассказывают о жизни русского народа картины

И.Е.Репина. Они неразрывно сливаются с нашими представлениями об

историческом прошлом страны, ее героях и народе, становясь неотъемлемой

частью нашего мировоззрения.

Еще учась в академии, И.Е.Репин пишет свои оригинальные полотна, сразу

же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на

Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением увиденной им

сцены. Художник не только показал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой

артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть характер каждого бурлака,

донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных

людей. Тема народной жизни, жизни крестьянства в России второй половины XIX

века стала для художника самой важной. Все наблюдения и размышления

художника о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный

ход в Курской губернии». В этой картине он показал широкую панораму жизни

современной ему русской деревни, правдиво изобразил нищету и жалкое

прозябание деревенской бедноты, наглость и грубость полицейских, спесивую

важность богатеев.

Интегрированный урок на выбранную мною тему «Трагическая роль русского

народа в творчестве А.С. Пушкина, М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова» я думаю

провести когда буду знакомить учащихся с культурой России XIX века. Это

будет один из уроков знакомства учащихся с реалистическим течением в

искусстве России. Предварительно будет проведён урок, где я познакомлю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать