Высокое Возрождение Италии XVI века

«Давиде» пример правителям, которые должны защищать отечество так же

мужественно, как герой древнего сказания. Специальная комиссия после долгих

споров и разногласий определила место, где стоять «Давиду» - на площади

Синьории перед палаццо Веккио – резиденцией правительства флорентийской

республики.

Среди многих работ, выполненных на протяжении 1500 – 1505 годов,

особое место занимает «Мадонна Дони» (Уффици, Флоренция) – единственная

сохранившаяся станковая картина Микеланджело. Это произведение, где фигуры

Мадонны, Иосифа и младенца Христа переданы с пластической чёткостью

(чувствуется рука скульптора, а не живописца), а в построении группы

достигнута необыкновенная компактность, что, видимо, явилось своеобразным

ответом на картон Леонардо да Винчи «Святая Анна» (выставленный для

обозрения флорентийцев в 1501 году), в котором мастерство композиции

сочеталось с леонардовской мягкостью живописной манеры.

Соперничество двух великих мастеров со временем приобретало всё более

обострённый характер благодаря пылкому нраву Микеланджело и достигло своего

апогея в период работы над росписями в палаццо Веккио. Росписи не были

выполнены. Микеланджеловский картон «Битва при Кашине» бесследно исчез.

Папа Юлий II, занявший престол св. Петра в 1503 году, лелеял мысль

объединить Италию под властью пап и развернул энергичную перестройку Рима

как будущей столицы своей державы. Архитектор Браманте реконструирует

Ватикан и, разрушив старую базилику, начинает возводить на её месте собор

св. Петра, который роскошью отделки и размерами должен был превзойти все

церкви мира. В 1508 году из Флоренции был вызван Микеланджело – папа

приказал ему расписать потолок Сикстинской капеллы. За четыре года без чьей-

либо помощи Микеланджело собственноручно покрыл росписью поверхность

площадью свыше пятисот кв. метров! В средней части плафона он поместил

девять композиций на сюжеты библейских мифов – «Отделение света от тьмы»,

«Сотворение солнца и луны» и т.д. Вокруг расположил фигуры сидящих на

тронах пророках и сивилл. Оставшиеся свободными поля также заполнил

изображениями человеческих фигур.

Композиция плафона – гимн человеку. Нет ничего мистического ни в

образе бога, ни в образах сивилл и пророков или других персонажей

библейских легенд. Здесь созидают, действуют, страдают, размышляют люди, но

люди героического плана.

Много лет спустя Микеланджело написал на алтарной стене капеллы фреску

«Страшный суд» (1534/35 - 1541). По сравнению с лёгкими светлыми тонами

росписей плафона, «Страшный суд» кажется тёмным. На огромной поверхности в

200 кв. метров как бы охваченные зловещим вихрем движутся бесчисленные

обнажённые фигуры грешников и праведников. Художник дал свою трактовку

образа Христа: не благостный спаситель, а грозный судия, он единым

мановением руки обрекает всё человечество на тяжкие страдания. Микеланджело

как бы призывает высший суд покарать «сильных мира сего», пожинающих лавры

на земле, в то время как отечество переживает дни позора и разорения.

Над гробницей Юлия II (церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим) скульптор

работал долгие годы. История этого памятника – трагедия жизни художника,

который, затратив массу творческих сил и труда, так и не увидел воплощение

своего подлинного замысла. Отказавшись от распространённого тогда типа

надгробия в виде саркофага с возлежащей на нём фигурою умершего,

Микеланджело создал сложный скульптурно- архитектурный комплекс и таким

образом дал новое решение памятника такого рода. Проект по прихоти

заказчиков менялся несколько раз. Знаменитые теперь статуи рабов вообще не

вошли в окончательный вариант гробницы («Связанный раб» и «Умирающий раб» -

в Лувре; «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб», «Пробуждающийся раб» - в

музее Академии во Флоренции). Скульптура, расположенная во втором ярусе,

была исполнена учениками Микеланджело, им же принадлежит малоудачное

окончательное оформление памятника. Его художественное воздействие

определяется только одной статуей Моисея (1513 – 1516), чей образ исполнен

огромного внутреннего пафоса. Библейский пророк изображён в тот момент,

когда, спустившись с горы Синай, он увидел, что народ отлил золотого тельца

и поклоняется этому идолу. Сдержанный гнев Моисея передаёт и движения

могучей фигуры, и выражение красивого властного лица, в котором есть что-

то жестокое. Он пристально смотрит вдаль, готовый устремится туда, где

творится неправое дело. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в

подчинённой роли сюжета. «Моисей» был создан после флорентийского «Давида»,

и в нём образ борца обогащается новыми чертами. Его определяют прежде всего

мудрость и властная сила. Не без оснований предполагают, что «Моисей» -

воплощение мечты о герое, человеке, способном возглавить дело объединения

раздробленной Италии, отстоять её национальную независимость.

Между тем над Италией сгущались тучи. 7 мая 1527 года войска

императора Карла V вступили в Рим, город был разграблен, тысячи жителей

убиты. В памяти итальянцев день 7 мая остался днём величайшего

национального бедствия. Флорентийцы изгнали Медичи и восстановили

республику. Папа Климент VII из рода Медичи заключил союз с врагом с тем,

чтобы вернуть власть своим родственникам. Художник и патриот Микеланджело

возглавил работы по сооружению городских укреплений. Флоренция выдержала

тяжёлую одиннадцатимесячную осаду, но не смогла устоять против объединённых

сил императорских и папских войск. 12 августа 1530 года город пал. Такова

была политическая обстановка, когда Микеланджело завершил величайший труд в

своей жизни – капеллу Медичи, этот реквием Флорентийской республике.

Работа велась с перерывами с 1520 по 1534 год. Усыпальница Медичи во

флорентийской церкви Сан Лоренцо представляет собой перекрытое куполом

небольшое помещение. Рассеянный свет освещает белые, холодного голубоватого

оттенка плоскости стен в траурном обрамлении из сине- зелёного, почти

чёрного камня. Архитектура торжественная и печальная создаёт определённый

эмоциональный фон для скульптур усыпальницы.

Парную гробницу Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано украшают

три статуи – «Мадонна с младенцем» работы самого Микеланджело и фигуры

святых, выполненные по его моделям. Образ мадонны потрясает глубиной

выраженного в ней чувства. Опущенные плечи, наклон головы, и даже ребёнок,

тянущийся к груди матери, не может вывести её из состояния оцепенения. Две

другие стены занимают надгробия Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо,

герцога Урбинского, - первых из рода Медичи, удостоенных герцогских

титулов. Герцоги, облачённые в античные доспехи, подобно полководцам

древности, восседают на триумфальных колесницах. Джулиано держит в руках

жезл, его фигура полна жизни. Лоренцо изображён опирающимся на шкатулку в

усталой меланхолической позе, как будто погружённый в раздумье.

Перед нишами стоят саркофаги. На их покатых крышках возлежат фигуры

«Суток». Эти аллегорические фигуры должны были символизировать

всепоглощающее время быстротечной жизни. Образы, созданные Микеланджело,

исполнены скорби и тревоги. Беспокойно всматриваясь вдаль, бодрствует

«День», в тоскливом покое застыл «Вечер», в страданиях пробуждается «Утро»,

тяжёлым сном забылась «Ночь». В сонете от имени «Ночи» Микеланджело выразил

своё отношение к окружающей его действительности:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Прошу, молчи, не смей меня будить.

В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию. Дальнейшая

деятельность его протекала в Риме. Здесь он завершает надгробие Юлия II,

пишет «Страшный суд», расписывает в Ватикане Паолинскую капеллу и последние

двадцать лет своей жизни ведает большим комплексом архитектурных работ. В

1546 году он приступил к реконструкции расположенного в центре Рима

Капитолийского холма, создав парадную площадь, обрамлённую тремя фасадами

зданий, в центре установил античную конную статую Марка Аврелия и оформил

вход в виде широкой беломраморной лестницы. Капитолий по сей день

принадлежит к самым красивым архитектурным ансамблям Рима. Одновременно

художник возглавлял строительство собора св. Петра и возвёл купол,

законченный уже после его смерти. Плавно возносящийся на высоту 132, 5

метра купол собора виден почти со всех точек города.

В последние годы жизни были созданы три группы «Оплакивания» («Пьета»

в Соборе Санта Мариа дель Фьоре, Флоренция; «Палестринская пьета» -

Академия, Флоренция и «Пьета Ронданини», Замок- музей, Милан). В них кризис

мировоззрения Микеланджело, связанный с общим кризисом культуры

Возрождения, сказался в безысходно трагической трактовке темы и в

разрушении гармонической формы. Над «Пьетой Ронданини», которая изображает

мать, поддерживающую бездыханное тело сына, скульптор работал буквально до

последнего дня своей жизни.

Микеланджело умер в своей мастерской 18 февраля 1564 года восьмидесяти

девяти лет отроду. Папа хотел похоронить великого скульптора в соборе св.

Петра. Но племянник Микеланджело тайком вывез его из Рима под видом тюка

товаров и переправил во Флоренцию, где оно было торжественно погребено в

церкви Санта Кроче – усыпальнице великих людей Флоренции.

Эпоха Высокого Возрождения имела огромное значение для дальнейшего

развития и подъёма культуры и искусств. Удивительные творения мастеров того

времени продолжают вызывать восхищение и по сей день.

Библиография:

1) Л.М. Баткин. Леонардо да Винчи, М.: искусство, 1990 г.

2) Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств, том 1, М.: искусство,

1996 г.

3) История зарубежного искусства, М.: изобразительное искусство,

1980 г.

4) 50 биографий мастеров западно- европейского искусства. Л.:

советский художник, 1962 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать