«Давиде» пример правителям, которые должны защищать отечество так же
мужественно, как герой древнего сказания. Специальная комиссия после долгих
споров и разногласий определила место, где стоять «Давиду» - на площади
Синьории перед палаццо Веккио – резиденцией правительства флорентийской
республики.
Среди многих работ, выполненных на протяжении 1500 – 1505 годов,
особое место занимает «Мадонна Дони» (Уффици, Флоренция) – единственная
сохранившаяся станковая картина Микеланджело. Это произведение, где фигуры
Мадонны, Иосифа и младенца Христа переданы с пластической чёткостью
(чувствуется рука скульптора, а не живописца), а в построении группы
достигнута необыкновенная компактность, что, видимо, явилось своеобразным
ответом на картон Леонардо да Винчи «Святая Анна» (выставленный для
обозрения флорентийцев в 1501 году), в котором мастерство композиции
сочеталось с леонардовской мягкостью живописной манеры.
Соперничество двух великих мастеров со временем приобретало всё более
обострённый характер благодаря пылкому нраву Микеланджело и достигло своего
апогея в период работы над росписями в палаццо Веккио. Росписи не были
выполнены. Микеланджеловский картон «Битва при Кашине» бесследно исчез.
Папа Юлий II, занявший престол св. Петра в 1503 году, лелеял мысль
объединить Италию под властью пап и развернул энергичную перестройку Рима
как будущей столицы своей державы. Архитектор Браманте реконструирует
Ватикан и, разрушив старую базилику, начинает возводить на её месте собор
св. Петра, который роскошью отделки и размерами должен был превзойти все
церкви мира. В 1508 году из Флоренции был вызван Микеланджело – папа
приказал ему расписать потолок Сикстинской капеллы. За четыре года без чьей-
либо помощи Микеланджело собственноручно покрыл росписью поверхность
площадью свыше пятисот кв. метров! В средней части плафона он поместил
девять композиций на сюжеты библейских мифов – «Отделение света от тьмы»,
«Сотворение солнца и луны» и т.д. Вокруг расположил фигуры сидящих на
тронах пророках и сивилл. Оставшиеся свободными поля также заполнил
изображениями человеческих фигур.
Композиция плафона – гимн человеку. Нет ничего мистического ни в
образе бога, ни в образах сивилл и пророков или других персонажей
библейских легенд. Здесь созидают, действуют, страдают, размышляют люди, но
люди героического плана.
Много лет спустя Микеланджело написал на алтарной стене капеллы фреску
«Страшный суд» (1534/35 - 1541). По сравнению с лёгкими светлыми тонами
росписей плафона, «Страшный суд» кажется тёмным. На огромной поверхности в
200 кв. метров как бы охваченные зловещим вихрем движутся бесчисленные
обнажённые фигуры грешников и праведников. Художник дал свою трактовку
образа Христа: не благостный спаситель, а грозный судия, он единым
мановением руки обрекает всё человечество на тяжкие страдания. Микеланджело
как бы призывает высший суд покарать «сильных мира сего», пожинающих лавры
на земле, в то время как отечество переживает дни позора и разорения.
Над гробницей Юлия II (церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим) скульптор
работал долгие годы. История этого памятника – трагедия жизни художника,
который, затратив массу творческих сил и труда, так и не увидел воплощение
своего подлинного замысла. Отказавшись от распространённого тогда типа
надгробия в виде саркофага с возлежащей на нём фигурою умершего,
Микеланджело создал сложный скульптурно- архитектурный комплекс и таким
образом дал новое решение памятника такого рода. Проект по прихоти
заказчиков менялся несколько раз. Знаменитые теперь статуи рабов вообще не
вошли в окончательный вариант гробницы («Связанный раб» и «Умирающий раб» -
в Лувре; «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб», «Пробуждающийся раб» - в
музее Академии во Флоренции). Скульптура, расположенная во втором ярусе,
была исполнена учениками Микеланджело, им же принадлежит малоудачное
окончательное оформление памятника. Его художественное воздействие
определяется только одной статуей Моисея (1513 – 1516), чей образ исполнен
огромного внутреннего пафоса. Библейский пророк изображён в тот момент,
когда, спустившись с горы Синай, он увидел, что народ отлил золотого тельца
и поклоняется этому идолу. Сдержанный гнев Моисея передаёт и движения
могучей фигуры, и выражение красивого властного лица, в котором есть что-
то жестокое. Он пристально смотрит вдаль, готовый устремится туда, где
творится неправое дело. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в
подчинённой роли сюжета. «Моисей» был создан после флорентийского «Давида»,
и в нём образ борца обогащается новыми чертами. Его определяют прежде всего
мудрость и властная сила. Не без оснований предполагают, что «Моисей» -
воплощение мечты о герое, человеке, способном возглавить дело объединения
раздробленной Италии, отстоять её национальную независимость.
Между тем над Италией сгущались тучи. 7 мая 1527 года войска
императора Карла V вступили в Рим, город был разграблен, тысячи жителей
убиты. В памяти итальянцев день 7 мая остался днём величайшего
национального бедствия. Флорентийцы изгнали Медичи и восстановили
республику. Папа Климент VII из рода Медичи заключил союз с врагом с тем,
чтобы вернуть власть своим родственникам. Художник и патриот Микеланджело
возглавил работы по сооружению городских укреплений. Флоренция выдержала
тяжёлую одиннадцатимесячную осаду, но не смогла устоять против объединённых
сил императорских и папских войск. 12 августа 1530 года город пал. Такова
была политическая обстановка, когда Микеланджело завершил величайший труд в
своей жизни – капеллу Медичи, этот реквием Флорентийской республике.
Работа велась с перерывами с 1520 по 1534 год. Усыпальница Медичи во
флорентийской церкви Сан Лоренцо представляет собой перекрытое куполом
небольшое помещение. Рассеянный свет освещает белые, холодного голубоватого
оттенка плоскости стен в траурном обрамлении из сине- зелёного, почти
чёрного камня. Архитектура торжественная и печальная создаёт определённый
эмоциональный фон для скульптур усыпальницы.
Парную гробницу Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано украшают
три статуи – «Мадонна с младенцем» работы самого Микеланджело и фигуры
святых, выполненные по его моделям. Образ мадонны потрясает глубиной
выраженного в ней чувства. Опущенные плечи, наклон головы, и даже ребёнок,
тянущийся к груди матери, не может вывести её из состояния оцепенения. Две
другие стены занимают надгробия Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо,
герцога Урбинского, - первых из рода Медичи, удостоенных герцогских
титулов. Герцоги, облачённые в античные доспехи, подобно полководцам
древности, восседают на триумфальных колесницах. Джулиано держит в руках
жезл, его фигура полна жизни. Лоренцо изображён опирающимся на шкатулку в
усталой меланхолической позе, как будто погружённый в раздумье.
Перед нишами стоят саркофаги. На их покатых крышках возлежат фигуры
«Суток». Эти аллегорические фигуры должны были символизировать
всепоглощающее время быстротечной жизни. Образы, созданные Микеланджело,
исполнены скорби и тревоги. Беспокойно всматриваясь вдаль, бодрствует
«День», в тоскливом покое застыл «Вечер», в страданиях пробуждается «Утро»,
тяжёлым сном забылась «Ночь». В сонете от имени «Ночи» Микеланджело выразил
своё отношение к окружающей его действительности:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию. Дальнейшая
деятельность его протекала в Риме. Здесь он завершает надгробие Юлия II,
пишет «Страшный суд», расписывает в Ватикане Паолинскую капеллу и последние
двадцать лет своей жизни ведает большим комплексом архитектурных работ. В
1546 году он приступил к реконструкции расположенного в центре Рима
Капитолийского холма, создав парадную площадь, обрамлённую тремя фасадами
зданий, в центре установил античную конную статую Марка Аврелия и оформил
вход в виде широкой беломраморной лестницы. Капитолий по сей день
принадлежит к самым красивым архитектурным ансамблям Рима. Одновременно
художник возглавлял строительство собора св. Петра и возвёл купол,
законченный уже после его смерти. Плавно возносящийся на высоту 132, 5
метра купол собора виден почти со всех точек города.
В последние годы жизни были созданы три группы «Оплакивания» («Пьета»
в Соборе Санта Мариа дель Фьоре, Флоренция; «Палестринская пьета» -
Академия, Флоренция и «Пьета Ронданини», Замок- музей, Милан). В них кризис
мировоззрения Микеланджело, связанный с общим кризисом культуры
Возрождения, сказался в безысходно трагической трактовке темы и в
разрушении гармонической формы. Над «Пьетой Ронданини», которая изображает
мать, поддерживающую бездыханное тело сына, скульптор работал буквально до
последнего дня своей жизни.
Микеланджело умер в своей мастерской 18 февраля 1564 года восьмидесяти
девяти лет отроду. Папа хотел похоронить великого скульптора в соборе св.
Петра. Но племянник Микеланджело тайком вывез его из Рима под видом тюка
товаров и переправил во Флоренцию, где оно было торжественно погребено в
церкви Санта Кроче – усыпальнице великих людей Флоренции.
Эпоха Высокого Возрождения имела огромное значение для дальнейшего
развития и подъёма культуры и искусств. Удивительные творения мастеров того
времени продолжают вызывать восхищение и по сей день.
Библиография:
1) Л.М. Баткин. Леонардо да Винчи, М.: искусство, 1990 г.
2) Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств, том 1, М.: искусство,
1996 г.
3) История зарубежного искусства, М.: изобразительное искусство,
1980 г.
4) 50 биографий мастеров западно- европейского искусства. Л.:
советский художник, 1962 г.