определенное число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч (500
тысяч?) избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата
данной национальности.
Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком
на пять лет. Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов,
определенных регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для
принятия закона или постановления требуется решение обеих палат,
30. Съезд народных депутатов Союза Советских Республик Европы и Азии
обладает высшей законодательной властью в стране. Законы Союза, не
затрагивающие положений Конституции, принимаются простым большинством
голосов от списочного состава каждой из палат и имеют приоритет по
отношению ко всем законодательным актам союзного значения, кроме
Конституции.
Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и законы Союза,
затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текстов
статей Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин- ства
не менее 2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда.
Принятые таким образам решения имеют приоритет по отношению ко всем
законодательным актам союзного значения.
31. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, используя доклад
Комитета Съезда по бюджету.
Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии для
выполнения одноразовых поручений, в частности, для подготовки
законопроектов и рассмотрения конфликтных ситуаций.
Съезд назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов
развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над
работой органов исполнительной власти.
Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда
возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и
республиканских денежных знаков.
32. Съезд избирает из своего состава Президиум. Члены Президиума Съезда
председательствуют на Съезде, осуществляют организационные функ- ции по
обеспечению работы Съезда, его Комиссий и Комитетов.
Президиум Съезда обладает правом помилования. Члены Президиума не имеют
других функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве
Союза и республик и в партиях.
33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел,
Министерство обороны. Министерство оборонной промышленности, Министерство
финансов, Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи
союзного значения, а также другие министерства для исполнения функций,
переданных Центральному правительству отдельными республиками в
соответствии со Специальными протоколами к Союзному договору. Совет
Министров .включает также Комитеты при Совете Министров Союза. Кандидатуры
всех министров, кроме министра иностранных дел и министра обороны,
предлагает Председатель Совета Министров и утверждает Съезд. В том же
порядке назначаются Председатели Комитетов при Совете Министров.
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:
1) палата по уголовным делам;
2) палата по гражданским делам;
3) палата арбитража;
4) Конституционный суд.
Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд
народных депутатов Союза.
35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на
пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До
выборов каждый кандидат в президенты называет своего заместителя, который
баллотируется одновременно с ним. Президент не может совмещать свой пост с
руководящей должностью в какой-либо партии.
Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с
референдумом на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд
народных депутатов Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного
состава. Голосование 'по вопросу о проведении референдума производится по
требованию не менее 60 депутатов.
В случае смерти Президента, отстранения от должности или невозможности им
исполнения обязанностей по болезни и другим причинам его полномочия
переходят к Заместителю.
36. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях.
Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза. Президент
предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров
Союза и министров иностранных дел и обороны. Президент обладает правом
законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в
отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее
чем 2/3 от списочного состава депутатов.
37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании
государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и
частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все
виды промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные
помещения, дороги и средства транспорта, на средства связи и
информационного обмена, включая средства масс-медиа, и собственность на
предметы потребления, включая жилье, а также интеллектуальную
собственность, включая авторское и изобретательское право,
38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республи- ки и
проживающих на ее территории наций. Земля может быть непосредственно без
посредников передана во владение на неограниченный срок частным лицам,
государственным, кооперативным и акционерным организациям с выплатой
земельного налога в бюджет республики.
Для частных лиц гарантируется право наследования владения землей детьми и
близкими родственниками. Находящаяся во владении земля может быть
возвращена республике лишь по желанию владельца или при нарушении им правил
землепользования и при необходимости использования земли государством по
решению законодательного органа республики с выплатой компенсации.
39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности,
изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем
не ограничивается. Гарантируется неограниченное право наследования
являющихся частной собственностью домов и квартир с неограниченным правом
поселения в них наследников, а также всех орудий и средств производства,
предметов потребления, денежных знаков и акций. Право наследования
интеллектуальной собственности определяется законами республики.
40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению своими
физическими и интеллектуальными трудовыми способностями.
41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные пред-
приятия имеют право неограниченного найма работников в соответствии с
трудовым законодательством.
42. Использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов
государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и
частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование
невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.
43. Предприятия с любой формой собственности находятся в равных
экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной
самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом
налогов, а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта
продукции, в снабжении сырьем, заготовками, полуфабрикатами и
комплектующими изделиями, в кадровых вопросах, в тарифных ставках,
облагаются едиными налогами, .которые не должны превышать в сумме 35
процентов фактической прибыли, в равной мере несут материальную
ответственность за экологические и социальные последствия своей
деятельности.
44. Система управления, снабжения и сбыта продукции в промышленности и
сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного
подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе
их органов управления, снабжения и сбыта продукции.
45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и
конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется через
экономическую деятельность государственных предприятий и посредством
законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и
социальной справедливости.
Литература
Андрей Сахаров. Воспоминания. Нью-Йорк, изд-во им. Чехова, 1990. Андрей
Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М., Терра, Книжное
обозрение, 1990.
В.А.Цукерман, З.М.Азарх. Люди и взрывы.- Звезда, 1990, ¦9-11.
Л.В.Альтшулер. Как мы делали бомбу. Интервью О.П.Морозу.-
Литературная газета, 6июня 1990.
Б. Л. Альтшулер. Научный метод А.Д.Сахарова. Вопросы истории
естествознания и техники. М., Наука, 1993, ¦3.
Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., Новелла, 1990 г.
Елена Боннэр. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. Paris, Ed.
de la Presse Libre, 1988. М., изд-во СП "Интербук", 1990.
Андрей Сахаров. Горький, Москва далее везде. Нью-Йоpк, изд-во им.
Чехова, 1990.