приказ, недолгое время существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила
право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей
принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.
Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для
достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общества, Пётр
повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число
монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в
Монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать
монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В
указе 1724 г. Пётр прямо назвал монахов тунеядцами, отлынивающими от службы
императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от
числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми
они ухаживают.
Новые отношения между церковью и государством требовали и нового
организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый
сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, также выходец с Украины,
составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал
уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной
коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой
деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его
законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели
попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил:
«Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он
бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх». Естественно, что
после столь убедительного довода, ни о каком сопротивлении со стороны
церкви не могло быть и речи.
Принятие Духовного регламента означало логическое завершение
церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из
представителей высшего духовенства, фактически они были государственными
чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. К тому
же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось
светское лицо – обер-прокурор. В дальнейшем Святейший синод стал
своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а
церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии.
Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И БЫТА
Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение
в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее
всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.
Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени
Петровских преобразований, появились гораздо раньше – в XVII, а то и XVI
вв. В 1630–1670 гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде
всего – западноевропейскими. В Россию проникают европейские культурные
традиции («Ох, ох, Русь, что-то захотелось тебе немецких поступков и
обычаев», – ещё в 70-е гг. XVII в. сетовал протопоп Аввакум). Даже
знаменитое бритьё бород уходит корнями в эпоху Московского государства.
Так, в середине XVII в. среди высших слоев русского общества
распространилось брадобритие по польскому образцу, с которым отчаянно, но
безуспешно боролись «ревнители православного благочестия». Новые веяния
появились и в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую
кампанию по уничтожению икон, писанных «по фряжскому» (т.е. иностранному,
реалистическому) образцу.
К XVII в. относится и открытие первого высшего учебного заведения
(Славяно-греко-латинской академии, 1687 г.), а также первого театра
(придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого
пастора И.-Г. Грегори, 1672 г.). Но дело не только в этом. Можно
согласиться с мнением историка В.Я. Уланова: «Новым в постановке
культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была
признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и
в её широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к
избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа».
Ещё в юные годы Пётр неприятно удивлял многих своих подданных частыми
посещениями Немецкой слободы и общением с иностранцами, кое-кто из которых
(например, швейцарец Франц Лефорт или шотландец Патрик Гордон) оказал на
него значительное влияние. Но по-настоящему важным этапом стало путешествие
Петра по Западной Европе в составе «Великого посольства».
По возвращении в Россию царь отправил за границу для обучения немало
молодых дворян, главным образом для овладения «навигацкими» (морскими)
науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными
языками. Не все из посланных проявляли рвение к наукам, многие просто
старались пожить за границей в своё удовольствие. Однако уже одно
пребывание в Западной Европе производило на русских людей неизгладимое
впечатление, расширяло их кругозор, меняло мировоззрение.
Пётр заботился о развитии образования и в самой России. С этой целью
он выписывал из-за границы учителей. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой
башне, под руководством профессора Абердинского университета
Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и
навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге во
главе с тем же Форварсоном). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий
Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики...» (1703 г.) – знаменитого
учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в
Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была
доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.
На фоне этих учебных заведений, специализировавшихся на изучении
какого-либо одного предмета, выделялась гимназия, основанная в 1705 г.
пленным саксонцем Глюком. Её программа предусматривала изучение географии,
этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии,
иностранных языков и даже танцевального искусства и верховой езды. К
сожалению, гимназия эта не прижилась: некоторые из её учеников перевелись в
медицинскую школу, открытую в 1707 г. при московском военном госпитале, а
часть преподавателей перешла в 1715 г. в Морскую академию. Правительство
испытывало большие трудности с обеспечением новых школ учениками. Многие из
насильственно отданных в обучение «недорослей» убегали, их возвращали под
угрозой телесного наказания.
Пётр, по его собственному мнению, стремился к тому, чтобы Россия как
можно скорее преодолела появившуюся ещё во времена ордынского ига
разобщённость с Европой. С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по
старому обычаю – от «сотворения мира», а по-европейски – от Рождества
Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так
7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому.
Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где
помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер
«Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся
в Московском государстве и в иных окрестных странах». В редактировании его
участвовал сам царь. Так родилась первая русская газета (хотя и у неё был
предшественник в XVII в. – рукописные «Вести» или «Куранты», составлявшиеся
в Посольском приказе). Церковнославянский шрифт, которым печатались
«Ведомости...», в 1708 г. был заменён «гражданским», латинизированным –
этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во
всех типографиях России. Шрифт был выбран лично Петром I.
Просветительским целям должен был служить и театр. В 1702 г. царём
была приглашена странствующая немецкая труппа под руководством актёра и
драматурга Куншта. В отличие от закрытого придворного театра времён царя
Алексея Михайловича новый театр должен был стать общедоступным. Здание для
него построили на Красной площади. В театре ставили пьесы сугубо светского
содержания (например, комедию о Дон Жуане и даже «Лекаря поневоле»
Мольера). Кроме того, Пётр обязал Куншта обучать россиян «комедиантским»
(т.е. театральным) наукам. Действовал также театр при дворе сестры царя
Натальи Алексеевны.
По инициативе Петра происходили важные изменения и в быту российских
подданных (прежде всего дворян). Царь стремился переделать русское
дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для
этого в 1717 г. был переведён и издан специальный учебник – «Юности честное
зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила
поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях. Ассамблеи – вольные
собрания для дворян – были учреждены в 1718 г. В них предписывалось
принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться
новостями и вообще весело провести время (карты, шахматы,
западноевропейские танцы). Обстановка на ассамблеях должна была быть
непринуждённой, лёгкой. За нарушение установленных полушутливых правил
провинившийся, ко всеобщему веселью присутствующих, был обязан выпить
«большого орла» – кубок с изображением российского государственного герба,
до краёв наполненный крепким вином.
Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что
они проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых русскому
обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали
подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло
его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку
общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по
прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что
такое ассамблеи, и, тем более, никогда не носил париков.
Список используемой литературы:
Энциклопедия для детей «История России»