Царь Дмитрий

современники рассказывают, что благодушный царь был слишком падок до женщин

и дозволял себе в этом отношении грязные и отвратительные удовольствия. В

особенности бросает на него тень его отношение к не-

счастной Ксении: и русские, и иноземные источники говорят об этом, и сам

будущий тесть Димитрия Мнишек писал к нему, что носятся слухи, будто

Димитрий держит близко себя дочь Бориса. В заключение несчастную девушку

отвезли во Владимир и постригли в монахини под именем Ольги .

Исполняя обещание вступить в брак с Мариною, Димитрий отправил в Краков

послом дьяка Афанасия Власьева, который, представляя лицо своего государя,

12 ноября совершил за него акт обручения в присутствии Сигизмунда.

Последний внутренне не совсем был доволен этим, так как, по всему видно,

король надеялся отдать за царя свою сестру.

Между тем в Москве враги уже вели подкоп под своего царя. Во главе их был

прощенный им Василий Шуйский. Беда научила его: теперь он повел заговор

осторожно. Шуйский понял, что нельзя уже произвести переворота одними

уверениями, что царь не настоящий Димитрий. На это всегда был готовый

ответ: «Как же не настоящий, когда родная мать

признала его!» Шуйский возбуждал ропот тем, что царь любит иноземцев, ест,

пьет с ними, не наблюдает постов, ходит в иноземном платье, завел музыку,

хочет от монастырей отобрать достояние, тратит без толку казну, затевает

войну с турками, раздражает шведов в угоду Сигизмунду и намерен

жениться на поганой польке. К Шуйскому пристали: князь Василий Васильевич

Голицын, князь Куракин, Михаиле Татищев и кое-кто из духовных сановников —

особенно ненавидели царя казанский митрополит Гермоген и епископ

коломенский Иосиф, строгие противники всякого общения

с иноверцами. Сообщники Шуйского распространили неудовольствие между

стрельцами, и в январе 1606 года составился умысел убить царя: убийцею

вызвался быть тот самый Шеферединов, который вместе с Молчановым извел

Федора Борисовича с матерью. 8 января они проникли было во

дворец, но сделался шум... Шеферединов бежал и пропал без вести. Семерых

схватили, и они повинились. Тогда Димитрий созвал всех стрельцов к крыльцу

и сказал: «Мне очень жаль вас, вы грубы, и нет в вас любви. Зачем вы

заводите смуты? Бедная наша земля и так страдает. Что же, вы хотите ее

довести до конечного разорения? За что вы ищете меня погубить?

В чем вы можете меня обвинить? Спрашиваю я вас. Вы говорите: я не истинный

Димитрий! Обличите меня, и вы тогда вольны лишить меня жизни) Моя мать и

бояре в том свидетели. Я жизнь свою ставил в опасность не ради своего

возвышения, а затем, чтобы избавить народ, упавший в крайнюю нищету и

неволю под гнетом гнусных изменников. Меня прозвал

к этому Божий перст. Могучая рука помогла мне овладеть тем, что принадлежит

мне по праву. Говорите прямо, говорите свободно: за что вы меня не любите?»

Толпа залилась слезами, упала на колени и говорила: «Царь-государь,

смилуйся, мы ничего не знаем. Покажи нам тех, что нас оговаривают».

Тогда Басманов по царскому приказанию вывел семерых сознавшихся, и

Димитрий сказал: «Вот, они повинились и говорят, что все вы на меня зло

мыслите».

С этими словами он ушел во дворец, а стрельцы разорвали в клочки

преступников.

С тех пор страшно было заикнуться против царя. Народ любил Димитрия и

строже всякой верховной власти готов был наказывать его врагов; в

особенности донские казаки, бывшие тогда в Москве, свирепо наказывали за

оскорбление царского имени. «Тогда,— говорит современник,— назови кто-

нибудь царя ненастоящим, тот и пропал: будь он монах или мирянин—сейчас

убьют или утопят». Сам царь никого не казнил, никого не преследовал, а суд

народный и без него уничтожал его врагов. Но к его несчастию, погибали

менее опасные, а те враги, от которых все исходило, находились близ него и

пользовались его расположением. Услыхавши, что Сигизмунд не любит Димитрия,

бояре поручили гонцу Безобразову передать втайне польским панам, что они

недовольны своим царем, думают его свергнуть и желают, чтобы в Московском

государстве государем был сын Сигизмунда королевич Владислав. Тогда же

через какого-то шведа было сообщено польским панам, будто мать Димитрия

велела передать королю, что на

московском престоле царствует не сын ее, а обманщик. Сигизмунд, узнавши об

этом, приказал дать ответ, что он не загораживает московским боярам дороги

и они могут промышлять о себе; что же касается до королевича Владислава, то

король не такой человек, чтобы увлекаться честолюбием. Но

в то время, когда Сигизмунд коварно одобрял козни бояр, надеясь извлечь из

них для себя выгоду, в самой Польше люди, недовольные поступками

Сигизмунда, имели намерение низвергнуть его с престола и посадить на нем

Димитрия. В числе их был один из родственников Мнишка, Станислав

Стадницкий. Говорят, он сносился об этом с Димитрием. Кроме него

канцлер Лев Сапега в собрании сенаторов указывал на кого-то из Краковской

академии, который писал к московскому государю, что Сигизмундом недовольны

и поляки желают возложить на Димитрия корону. «Если,— говорил Лев Сапега,—

такие послания будут перелетать из Польского

королевства в Москву, то нам нечего ждать хорошего...»

Царь всю зиму ждал своей невесты, а Мнишек медлил и беспрестанно

требовал с нареченного зятя денег. Уже Димитрий передал ему 300 000 злотых,

подарил его сыну 50 000 злотых. Мнишек все еще водил царя. и царь переслал

ему еще около 19 000 рублей. Этого мало: Мнишек без церемонии забирал у

московских купцов товары, занимал у них деньги, и все на счет царя. Когда

Мнишек написал, что он приедет только спустя несколько дней после Пасхи,

Димитрий потерял терпение и написал ему, что если он так опоздает, то не

застанет его в Москве, потому что царь намерен тотчас после Пасхи выступить

в поход. Это заставило Мнишка поторопиться.

В ожидании прибытия невесты царь стягивал войско, назначая сбор под

Ельцом, чтобы тотчас после свадьбы ударить на Крым. Он постоянно приглашал

к себе иноземцев и составил около себя стражу из французов и немцев.

Приближенные русские все более и более оскорблялись предпочтением,

которое царь оказывал иностранцам. Димитрий резко говорил о превосходстве

западных европейцев перед русскими, насмехался над русскими предрассудками,

наряжался в иноземное платье, даже умышленно старался показывать, что

презирает русские обычаи. Так, например, русские не ели телятины; Димитрий

нарочно приказывал подавать ее к столу, когда обедали у него бояре. Однажды

Татищев сказал ему по этому поводу какую-то дерзость. Димитрий вспылил и

отдал приказ отправить его в Вятку, но тотчас же опомнился и оставил при

всех почестях. Но Татищев был мстителен и утвердился в мысли так или иначе

погубить Димитрия.

24 апреля прибыл в столицу Мнишек с дочерью. С ним приехали знатные

паны: братья Адам и Константин Вишневецкие, Стадницкие, Тарлы, Казановские

— с толпою всякого рода челяди и со множеством служивших у них шляхтичей.

Всех гостей было более 2000 человек. Кроме того, в Москву приехали от

Сигизмунда паны Олесницкий и Гонсевский

со своими свитами. Начались роскошные обеды, балы, празднества. Димитрий,

сохраняя свое достоинство, чуть было не поссорился с польскими послами,

требуя, чтобы Сигизмунд называл его не иначе как цезарем, да еще

непобедимым. 8 мая Марина была предварительно коронована царицею, а потом

совершилось бракосочетание. С тех пор пиры следовали за

пирами. Царь в упоении любви все забыл, предавался удовольствиям, танцевал,

не уступая полякам в ловкости и раздражая чопорность русских; а между тем

шляхтичи и челядь, расставленные по домам московских жителей, вели себя до

крайности нагло и высокомерно. Получив, например,

от царя предложение вступить в русскую службу, они хвастались этим и

кричали: «Вот вся ваша казна перейдет к нам в руки». Другие, побрякивая

саблями, говорили: «Что ваш царь1 Мы дали царя Москве». В пьяном разгуле

они бросались на женщин по улицам, врывались в дома, где замечали красивую

хозяйку или дочь. Особенно нагло вели себя панские гайдуки.

Следует заметить, что большая часть этих пришельцев только считались

поляками, а были русские, даже православные, потому что в то время в южных

провинциях Польши не только шляхта и простолюдины, но и многие знатные паны

не отступили еще от предковской веры. Сами приехавшие тогда в Москву братья

Вишневецкие исповедовали православие. Но московские люди с трудом могли

признать в приезжих гостях

единоверцев и русских по разности обычаев, входивших по московским понятиям

в область религии. Притом же все гости говорили или по-польски, или по-

малорусски. Если мы вспомним, что польское правительство то и дело, что

издавало распоряжения о прекращении своевольств в южных областях Польши, то

нетрудно понять, почему прибывшие с панами

в Москву отличались таким буйством. Благочестивых москвичей, привыкших жить

со звоном колоколов, замкнутой, однообразной жизнью, видеть нравственное

достоинство в одном монашестве, соблазняло то, что в Кремле, между

соборами, по целым дням играли 68 музыкантов, а пришельцы

скакали по улицам на лошадях, стреляли из ружей на воздух, пели песни,

танцевали и безмерно хвастались своим превосходством над москвичами. «Крик,

вопль, говор неподобный!— восклицает летописец.— О, как огонь не сойдет с

небеси и не попалит сих окаянных!» Но, как ни оскорбляла

наглость пришельцев русский народ, он все-таки настолько любил своего царя,

что не поднялся бы на него и извинил бы ему, ради его свадьбы. Погибель

Димитрия была устроена путем заговора.

В ночь со вторника на среду, с 13 на 14 мая, Василий Шуйский собрал к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать