Екатерина II: личность и деятельность

одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по

одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд —

провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того,

каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему

представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены

крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также

духовенство.

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из

коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан,

около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные

чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые

города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный

вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны,

значительно повысится.

Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо

жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца

дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний;

имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда

надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не

приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление

депутата взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с

девизом: «Блаженство каждого и всех».

Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве,

неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с

изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны

руководствоваться депутаты.

Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из

которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106— к книге итальянского

ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России

обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной

монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только

соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством

столь великого государства... Всякое другое правление не только было бы для

России вредно, но и вконец разорительно».

Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от

деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание

государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен,

что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи,

определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о

строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно

земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.

«Наказ» предусматривал реформу судоустройства и судопроизводства.

Автор руководствовался принципом: «Гораздо лучше предупреждать

преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовал против норм Уложения

1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие:

«Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют или

последуют Действию беззаконному». Запрещались пытки в качестве способа

судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина

которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость - «ибо гонения

человеческие умы раздражали».

Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им крестьянского

вопроса. В первоначальном варианте «Наказа», который императрица давала

читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было уделено больше

внимания и решался он более радикально, чем в опубликованном тексте. В

опубликованном «Наказе» императрица излагала свое отношение к крестьянскому

вопросу в духе секретного письма А.А. Вяземскому: «Надо относиться к

крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую

беду» — выступления доведенных до отчаяния крепостных. Екатерина не

предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, а всего

лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рас смотрением

располагали свои поборы».

Третья особенность Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в

наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов,— в наказах

отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали

принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на

обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и

тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.

Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей,

волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых

правительством чиновников заполнять административные должности дворянами,

избранными на уездных и провинциальных собраниях.

Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии

требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй

более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские

привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права

владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам

покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии

горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян

и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки существовавших

социальных и политических порядков.

Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766

г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г.

Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы,

после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь

великом деле».

В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18

декабря маршал Уложенной комиссии А.И. Бибиков объявил о прекращении работы

Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала

присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях,

обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, «до

коле от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и

подавив движение под предводительством Е.И. Пугачева, Екатерина так и не

возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне не могут ответить,

почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не

компетентным чиновникам, как это сделал Николай 1. Такое решение Екатерины

представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала

огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и

в жизни страны.

Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной

комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16

декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и

чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения

в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они выполнили

такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю

шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий правительства

Анны Иоанновны.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в

России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей,

хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796

г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров.

Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне

с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении

положения Екатерины на троне — она остро нуждалась в опровержении репутации

узурпатора престола.

Не прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как

возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин услужливо выступил с инициативой

поднесения ей титула «Матери Отечества». Постановление о поднесении

императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной

комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт

коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на

трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж

императрицы как внутри страны, так и за ее пределами.

II. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Крестьянская война провела четкую разграничительную линию в

расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством главную опору

самодержавию составило дворянство. Но во враждебном крестьянству лагере

оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не убедительнее

всего характеризует низкий уровень развития капиталистических отношений и

такой же низкий уровень классового сознания формировавшейся буржуазии.

Получая привилегии от феодального государства, используя ресурсы

крепостнической системы, купцы и промышленники не выступали ни против

самодержавия, ни против крепостничества. Более того, купцы и промышленники

в Уложенной комиссия, как отмечалось выше, требовали не ликвидации

дворянских привилегий и буржуазного равенства, а предоставления их им

самим.

Плоды «истинного торжества» вкусило прежде всего дворянство. Вместе с

тем правительство оценило верность старым порядкам промышленников и

верхушки купечества. Правительственная политика ближайших десятилетий была

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать