главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и
истощение ресурсов противника, уничтожение его живой силы. Знаменитое
сочинение Суворова «Наука побеждать» наполнено множеством афоризмов и
крылатых фраз, понятных как офицеру, так и солдату. Главными достоинствами
воина он считал патриотизм, храбрость, выносливость, решительность.
Флотоводец Ф.Ф. Ушаков, опиравшийся на собственный опыт и опыт своего
предшественника Г.А. Спиридова, подобно Суворову, не знал поражений.
Главной целью сражения он считал уничтожение неприятельского флота и прежде
всего флагманского корабля, на котором должен быть сосредоточен огонь.
Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых
военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина,
Лазарева и других — на флоте.
2.РОССИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ.
РАЗДЕЛЫ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
В отношении русского царизма к событиям во Франции прослеживается два
этапа. На первом, продолжавшемся, впрочем, недолго, царский двор
рассматривал начавшуюся революцию как событие повседневной жизни, т. е. как
бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро
справиться. Ни Екатерина, ни ее окружение не считали происходившее в Париже
результатом глубоких социальных противоречий, а связывали его с временными
финансовыми затруднениями и личными качествами незадачливого короля.
По мере развития революции и решительной ломки феодальных порядков
настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убедились, что
революция угрожает судьбам трона не только в Париже, но и всем феодально-
абсолютистским режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI
и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок.
Опасения русского двора разделяли обладатели тронов Австрии и Пруссии.
В 1790 г. был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного
вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти намерения
не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены разделом Речи
Посполитой, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом
этапе абсолютистские режимы ограничились разработкой планов интервенции и
оказанием материальной помощи французской эмиграции и контрреволюционному
дворянству внутри страны. Екатерина на сколачивание наемной армии дала
французским принцам взаймы 2 млн. руб. Она стала душой коалиции,
создаваемой для борьбы с революционной Францией.
Согласно русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в
австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться
войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вместо
войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания ее выдавать
субсидию в размере 300 тыс. руб.
Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть Леопольда
II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная причина
состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвижение идей
революции к границам их собственных владений и сочли первостепенной задачей
остановить это продвижение. Речь идет о событиях в Речи Посполитой.
В состав этого федеративного государства входили Польша, Литва,
Украина и Белоруссия.
На протяжении столетия, с середины XVII по середину XVIII в.,
Литовское княжество переживало глубокий экономический кризис, обусловленный
непрерывными войнами Речи Посполитой. Они опустошали казну и истощали
экономические ресурсы. В 1648 г. население княжества насчитывало ок. 4,5
млн. человек, через два десятилетия оно уменьшилось почти вдвое (2,3 млн.),
к концу Северной войны сократилось до 1,8 млн. человек и лишь к 1772 г.
достигло 4,8 млн. На долю литовского и белорусского народов пали тяжелые
испытания: запустело хозяйство в деревнях и ремесло в городах.
Правительство Речи Посполитой проводило политику полонизации и
окатоличивания белорусского населения. В 1697 г. был принят закон,
провозгласивший польский язык государственным языком Великого княжества
Литовского. Еще раньше, в 1673 г., был закрыт доступ не католикам в
шляхетское сословие.
Отсталые формы социально-экономической жизни, слабая степень
централизации, допускавшая существование у магнатов собственных вооруженных
сил, ставили под угрозу самостоятельность существования Речи Посполитой как
суверенного государства.
Слабость Речи Посполитой давала повод для вмешательства в ее
внутренние дела сильных соседей и позволила осуществить ее первый раздел.
Конституция 3 мая 1791 г. сохраняла за шляхетством его феодальные
привилегии, крестьяне оставались в крепостной зависимости, за католичеством
сохранялось значение государственной религии. Однако конституция отменяла
«liberum veto», запрещала организацию сепаратистских конфедераций,
передавала исполнительную власть королю. Было упразднено деление Речи
Посполитой на королевство Польское и Великое княжество Литовское, на их
основе провозглашалась единая Польша.
Укрепление государственности противоречило интересам Пруссии, Австрии
и России. У них был формальный повод для вмешательства в дела Речи
Посполитой, так как ей не разрешалось изменять конституцию и отменять
«liberum veto». В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и шляхта
воспротивились усилению королевской власти. В знак протеста против
конституции 3 мая 1791 г. они при поддержке Екатерины II организовали в
Тарговицах конфедерацию и обратились к России за помощью. По призыву
конфедерации в Речь Посполитую были двинуты русские и прусские войска,
создались условия для нового раздела.
В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к
Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань), а Россия
воссоединилась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из
которой была образована Минская губерния.
Второй раздел Польши вызвал подъем в ней национально-освободительного
движения, возглавленного участником борьбы североамериканских колоний за
независимость генералом Тадеушем Костюшко. Оно началось в марте 1794 г. в
Кракове, а в апреле — в Великом княжестве Литовском.
Осенью 1794 г. А. В. Суворов взял штурмом предместье Варшавы Прагу.
Восстание было подавлено, Костюшко попал в плен.
В 1795 г. состоялся третий раздел Польши, положивший конец ее
существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., но, не
дожидаясь его заключения, инициатор раздела Австрия ввела свои войска в
Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия — в Краков. К России
отошли западная часть Белоруссии, западная Волынь, Литва и герцогство
Курляндское. Последний король речи Посполитой отрекся от престала и до
смерти в 1798 г. жил в России.
Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины и вхождение в
состав России Литвы и Курляндии имели два последствия. Польско-литовские
феодалы сохранили свои владения, и повинности с крестьян взимались в
прежних размерах. Иначе и не могло быть — царизм, безжалостно
эксплуатирующий собственный народ, проявлял в этом вопросе полную
солидарность с литовскими и польскими феодалами, которым были предоставлены
права и привилегии российского дворянства.
Но эта сторона перекрывалась положительными итогами. Российское
правительство ликвидировало своеволие польско-литовских магнатов, лишив их
права держать свои войска и крепости. Население бывшего Великого княжества
Литовского и Западной Украины втягивалось в орбиту всероссийского рынка.
Для него наступило время мирного труда, прекратились свары между шляхтой,
пагубно отражавшиеся на хозяйстве крестьян и горожан. Россия обеспечила
защиту извне, чего не могла гарантировать слабая Речь Посполитая.
Прекратились религиозные преследования православных, а католикам была
предоставлена свобода вероисповедания. Воссоединение с Россией народов,
этнически близких русским, способствовало взаимному обогащению их культур.
В годы, когда монархи были поглощены разделами Речи Посполитой,
события во Франции развивались своим чередом: 10 августа 1792 г. там была
свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под стражей; 20
сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потерпели
сокрушительное поражение при Вальми; 21 января 1793 г. состоялась казнь
бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую Европу.
Императрица принимала меры к организации новой антифранцузской
коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и Англией
об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе против
Франции: закрыть свои порты для французских судов и препятствовать торговле
Франции с нейтральными странами. Дело на этот раз ограничилось отправкой
русских военных кораблей в Англию для блокады французских берегов — двинуть
сухопутные силы в помощь англичанам, находившимся в это время в состоянии
войны с Францией, императрица не решалась они были необходимы для борьбы с
повстанцами Тадеуша Костюшко.
Как только движение в Речи Посполитой было подавлено, между Россией,
Англией и Австрией в конце 1795 г. был заключен контрреволюционный
тройственный союз. В России началась подготовка 60-тысячного
экспедиционного корпуса для действий против Франции. Отправить его не
удалось из-за смерти императрицы 6 ноября 1796 г.
Заключение
Изучив весь материал, я пришла к следующим выводам:
1. При Екатерине высокого уровня достигло распространение
просвещения, стали издаваться первые журналы, появились
писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни,
крупных успехов достигла историческая наука.
2. Ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как
Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные
грамоты дворянству и городам, и многие другие.
3. При Екатерине дворянство становится не только привилегированным
классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и
классом, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого
класса) и в общем управлении (как бюрократия).
4. Екатерина Великая утвердилась на берегах Черного моря,
раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский
полуостров.
5. Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него
падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединялся с
расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было
тем историческим моментом, когда крепостное право достигло
полного и наибольшего своего развития.
6. Россия укрепилась.
7. Екатерина укрепила международный авторитет.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Екатерина II. Записки.
2. Письмо Екатерины II Потемнику // Вопросы истории. – 1989. - № 7 – 10,
12.
3. Валишевкий К. Вокруг трона. М., 1989.
4. Валишевский К. Роман императрицы Екатерины II. М., 1994.
5. В борьбе за власть. Страницу политической истории России XVIII века. М.,
1988.
6. Каменский Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. - № 3.
7. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры. XVIII в. М., 1987.
8. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990 (очерки о Елизавете,
Петре III, Екатерине II, Д.И. Фонвизине, Н.И.Новикове).
9. Моряков В.И. Политические и социальные идеи консерватизма в «Наказе»
Екатерины II // Вестник Москв. Ун-та. Сер.8. История. 1995. М., с. 3 –10
10. Моряков В.И. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины
XVIII в. о государстве и обществе. – В кн.: История Отечества IX – нач.
XX вв. М., 1991.
11. Павленко Н. Екатерина Великая // Родина. – 1995. - № 10 – 11; 1996. -
№ 1-3, 6, 9 – 10, 12; 1997. - № 1.
12. Россия под скипетром Романовых. 1613 – 1913. М., 1990.
13. Соловьев С.И. Соч. в 18-ти кн. Кн. XIII, XIV.
14. Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России. М., 1991.
15. Ганс фон Римша, Манфред Хельманн “Российские самодержавцы. Екатерина
II. Иван IV.”. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1998.
16. С.Ф.Платонов “Лекции по русской истории”, часть II. М., 1994.
17. А.Б.Каменский “Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”. М.,1997.
РЕФЕРАТ
ПО
ИСТОРИИ
НА ТЕМУ: “Екатерина II: личность и деятельность ”
Ученицы 11 “А” класса
Средней школы № 144
Храмцовой Александры
Москва
2002