Екатерина Вторая

сторонниками секуляризации комиссия сочинила угодный императрице доклад,

и она 26 февраля 1764 г. утвердила его — недвижимые и движимые имения

черного и белого духовенства подлежали секуляризации. В спор светской и

духовной власти за право владения церковным имуществом вмешались

монастырские крестьяне, отказавшиеся повиноваться монастырским властям. Это

укрепило Екатерину в намерении осуществить секуляризацию.

Императрица полагала, что освобождение дворян от обязательной службы

усилит их независимость от трона, что противоречило ее представлениям о

роли в обществе абсолютной монархии. Однако отменить манифест Петра III она

не отважилась, как не отважилась и подтвердить его. Она решила спрятаться

за спину специально учрежденной комиссии, которой дала два исключающих друг

друга поручения. С одной стороны, она осудила манифест Петра III, ибо он,

по ее мнению, «в некоторых пунктах еще более стесняет ту свободу, нежели

общая отечеству польза и наша служба теперь требовать могут». Из этого

повеления следует, что императрица намеревалась расширить дворянские

привилегии.

С другой стороны, этой же комиссии было поручено изобрести способы, как

заинтересовать дворян в продолжении службы. Комиссия сочинила доклад,

расширявший дворянские привилегии (освобождение от телесных наказаний, от

внесудебных репрессий и др.), но не изыскала мер, вынуждавших дворян

служить. В годы, когда императрица разбиралась с наследием супруга

она стала претворять в жизнь и меры, положившие начало новому этапу в

истории России.

В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а

также на производство обоев, сусального золота и серебра кроме того,

объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода

открывать сахарные заводы.

В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц.

Это был новый тип учебных заведений.

К этим же годам относятся две акции Екатерины, внесшие существенные

изменения в структуру административных органов. Одна из них связана с

проектом Н.И. Панина об учреждении Императорского совета и реформой

Сената. Реформа Сената прошла безболезненно. Рациональное зерно

разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом

состояло в том, что его громоздкий состав позволял многим сенаторам

бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие

в учреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться за спины

других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же

безболезненно произошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановление

гетманского правления, упраздненного еще при Петре Великом, являлось плодом

фаворитизма, когда Елизавета Петровна в 1750 г. Назначила гетманом 22-

летнего брата фаворита К.Г. Разумовского.

В 1765 г. были введены еще два крупных новшества. Первое из них —

открытие Вольного экономического общества. Оно должно было помочь

помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным

отношениям.

Другое новшество было связано с объявлением Вольным экономическим

обществом конкурса на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для

общества,—чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое

имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться

должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные

работы, в том числе 129 прислали немцы, 21—французы, 7—русские. Конкурсные

работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли

резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и

человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором

господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до

отчаяния, о паразитизме дворянства.

2.УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767—1768 гг.

Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения

феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений,

нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных

порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма

декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных.

Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны

выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером,

Д'Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к

эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений,

что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза

королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу

их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II,

шведский король Густав III) австрийский император Иосиф II и др.

Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся

Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив

ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила

Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год

с выплатой его на 50 лет вперед.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей

Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина

после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем

прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей,

прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце

1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования

—созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия,

созванная Екатериной, отличалась от пред шествующих по крайней мере тремя

особенностями: более широким представительством — право избирать

депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда),

горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим

крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах:

погост — уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному

депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию

по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов

были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения

страны, а также духовенство.

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из

коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан,

около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные

чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые

города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный

вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны,

значительно повысится.

Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо

жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца

дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний;

имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда

надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не

приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление

депутата взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с

девизом: «Блаженство каждого и всех».

Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве,

неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с

изложением своих взглядов на задачи Уложен ной комиссии, которыми должны

руководствоваться депутаты.

Основной текст «Наказа» включал 20 глав, поделенных на 520 статей, из

которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескье, 106— к книге итальянского

ученого-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России

обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной

монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только

соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством

столь великого государства... Всякое другое правление не только было бы для

России вредно, но и вконец разорительно».

Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от

деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано право обращать внимание

государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден,

темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи,

определившие экономическую политику правительства, включавшую заботу о

строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности и особенно

земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.

«Наказ» предусматривал реформу судоустройства и судопроизводства.

Автор руководствовался принципом: «Гораздо лучше предупреждать

преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовал против норм Уложения

1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие:

«Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют

или последуют Действию беззаконному». Запрещались пытки в качестве

способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого,

вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость - «ибо

гонения человеческие умы раздражали».

Самым уязвимым местом «Наказа» считается решение им

крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа», который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать