разделена на две губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями,
существовавшими в прочих губерниях России.
Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья,
Сибири и прочих районов, причем правительство, проводя там губернскую
реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория
Мордовии была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской,
Тамбовской и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии:
Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация
опиралась на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших
ясак и чинивших суд и расправу.
Одновременно с проведением областной реформы правительство осуществило
ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода
предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый
Екатерина совершила еще 1762 г., упразднив монополии в торговле и
промышленности.
Предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив
отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины не
отказалось от покровительства русской , промышленности в целом.
Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы
1766, 1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на
предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок
отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных
изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.
Манифест 1775 г. провозглашал свободу открытия предприятий, т. е. они
могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без
регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с
каждого стана. Причина обнародования Манифеста—стремление устранить
помехи в развитии промышленности.
Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают Две грамоты:
«Грамота на права, вольности и преимущества благо- Родного российского
дворянства» и «Жалованная грамота городам».Обе грамоты сводили воедино
привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с
тем расширяли их права. Жалованная грамота городам вводила сложную
систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления
являлось созываемое раз в три года общегородское «Собрание градского
общества», на котором производились выборы должностных лиц: городского
головы, бургомистров, заседателей магистрата и совестного суда.
Исполнительным и постоянно действующим органом была шестигласная дума,
состоявшая из городского головы и шести гласных — по одному от каждого
разряда городского населения. Она осуществляла текущее управление городом,
наблюдала за городскими зданиями, устройством площадей, пристаней, привозом
товаров и продовольствия и т. д.
Помимо названных учреждений, в городском самоуправлении существовала
общая градская дума, члены которой избирались на собраниях граждан каждого
из 6 разрядов, а также городские и губернские магистраты. Главная
обязанность общей градской думы состояла в избрании членов шестигласной
думы. Магистрат выполнял судебные и административные функции.
Идеи умеренных просветителей разделяла не только императрица. Некоторые
русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими
просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.
Французская революция положила конец заигрываниям с идеями
Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм Бастилии,
тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот
напоминали русским дворянам события крестьянской войны в России. Рушились
порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины Платон Зубов, «основано
было спокойствие, уверенность и благоденствие». Отношение к Французской
революции со стороны петербургского двора и широких кругов дворянства
менялось по мере ее развития.
III ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА.
В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных
события: секуляризация владений духовенства , а также провозглашение
веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизадии и
преследования инаковерующих.
Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол,
не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг императрицы,
рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно
враждебно воспринявшего манифест Петра III о секуляризации, и
противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина
почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться
секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц,
которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения.
Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную
речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же
возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно».
Надобность в патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и
послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос
против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.
Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской
власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы
пресечь нависшую опасность? Сорвать секуляризационные планы императрицы
Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила
бунтарю суровую кару, то эта акция ее имела скорее всего личную подоплеку—
нескрываемую враждебность: невоздержанный на язык Арсений позволил себе
резко и нелестно отозваться об императрице и этот отзыв оказался ей
известен.
Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. о секуляризации церковных
владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой
спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло
от церковных учреждении 910 866 душ м.п. Установленный полуторарублевый
оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических,
обеспечивал поступление в казну 1 366 тыс. ежегодного оброка (1764—1768),
из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей,
250 тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше
644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма
достигала 3 млн., а вместе с другими хозяйственными доходами —4 млн. руб.)
из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а
семь восьмых дохода поступало государству.
Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты
монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго
установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной
зависимости от государства как в экономическом, так и в административном
отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах.
Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших
монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена
денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную
деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых
ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец,
экономические крестьяне освободились от вотчинной юрисдикции: суда
монастырских властей, истязаний и т. д.
В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по
отношению к инаковерующим политики веротерпимости. При набожной Елизавете
Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную
подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия,
отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на преследования акциями
самосожжения —гарями, а также бегством либо в глухие места, либо за
пределы страны. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение.
Веротерпимость Екатерины II простиралась дальше веротерпимости супруга. В
1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для
сбора двойной подушной подати, и налога с бород. От двойной подушной
освобождались с 1764 г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от
православных священников».
Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало
экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе, Керженце и
др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-
х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины —организации,
владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию
старообрядческие общины на окраинах России.
Веротерпимость проявлялась в прекращении ущемления прав мусульман. Тем
из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при
наследовании собственности, татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и
открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.
IV ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
1.РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ
Во внешней политике царизма при Екатерине II, как и во внутренней,
прослеживаются два этапа. Гранью между ними является Французская буржуазная
революция.
В 60-х гг. главным противником России на международной арене была Франция.
Цель ее политики по отношению к России отчетливо выразил Людовик XV: «Все,
что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставит ее вернуться во
мрак, выгодно моим интересам». Французское правительство придерживалось