императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросу было
уделено больше внимания и решался он более радикально, чем в
опубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала свое
отношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А.А. Вяземскому:
«Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками
предупредить грядущую беду» — выступления доведенных до отчаяния
крепостных. Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в
пользу помещика, а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с
большим рас смотрением располагали свои поборы».
Третья особенность Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии
наказов депутатам, составленных участниками их выборов,— в наказах
отражены сословные требования избирателей.Дворянские наказы требовали
принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на
обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших
крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей,
волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых
правительством чиновников заполнять административные должности дворянами,
избранными на уездных и провинциальных собраниях.
Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии
требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй
более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские
привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права
владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам
покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии
горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для
дворян и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки
существовавших социальных и -политических порядков.
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766
г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г.
Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы,
после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь
великом деле».
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18
декабря маршал Уложенной комиссии А.И. Бибиков объявил о прекращении
работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война
требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в
учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии
распускались, «до коле от нас паки созваны будут», но, закончив войну
победным миром и подавив движение под предводительством Е.И. Пугачева,
Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне
не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения
выборным депутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал
Николай 1. Такое решение Екатерины представляется тем более странным,
что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и
законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны.
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной
комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16
декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и
чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также
прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они
выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая
выпала на долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действий
правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в
России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей,
хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по
1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч
экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных
учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении
положения Екатерины на троне — она остро нуждалась в опровержении репутации
узурпатора престола.
Не прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как
возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин услужливо выступил с
инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества».Постановление о
поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми
депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это
был своего рода акт коронации императрицы, совершенный не кучкой
заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий
страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за
ее пределами.
II. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ.
Крестьянская война провела четкую разграничительную линию в
расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством главную
опору самодержавию составило дворянство. Но во враждебном крестьянству
лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не
убедительнее всего характеризует низкий уровень развития
капиталистических отношений и такой же низкий уровень классового сознания
формировавшейся буржуазии. Получая привилегии от феодального государства,
используя ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники не
выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества. Более того,
купцы и промышленники в Уложенной комиссия, как отмечалось выше,
требовали не ликвидации дворянских привилегий и буржуазного равенства, а
предоставления их им самим.
Плоды «истинного торжества» вкусило прежде всего дворянство. Вместе с
тем правительство оценило верность старым порядкам промышленников и
верхушки купечества. Правительственная политика ближайших десятилетий
была нацелена на удовлетворение чаяний дворянства и купечества.
Правительство организовало специальные банки, выдававшие ссуды
помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на крайне выгодных
условиях — ссуду они получали сроком на 10 лет под заклад вотчин и
заводов, причем в течение первых трех лет из 1%, а остальных семи лет из
3% годовых.
Крестьянская война обнаружила слабость местных органов власти,
неспособность их собственными силами поддерживать «тишину». Именно поэтому
заботы императрицы были направлены на совершенствование областной
администрации, реформирование которой намечалось провести еще до
крестьянской войны. «Я только что дала моей империи «учреждение о
губернии»,— информировала Екатерина Вольтера в 1775 г.,—которое содержит
в себе 215 печатных страниц... и, как говорят, ни в чем не уступает
Наказу».
Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные
цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на
губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и
уезды, в основе которого лежал принцип численности податного населения: в
губернии должно было жить 300—400 тыс. душ, а в уездах —20—-30 тыс. д.м.п.
В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50.Еще одно
следствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила
штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и
уездной администрации заполнялись дворянами, то последние получили новый
источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие
в отставку офицеры.
Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов:
все пункты размещения губернской и уездной администрации были
объявлены городами, а их население — мещанами и купцами. Появилось 216
новых городов.
Первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна
привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против
крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генерала Текели,
возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь
и полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии население
России, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли «составить из себя
область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым
управлением». После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских
казаков была переселена на Кубань.
Распространение губернской реформы на Левобережную Украину
привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления
на полки и сотни и введению на местничеств, губерний и уездов. Все
войсковые регалии, напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена,
печати и др.), были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно
ликвидированы остатки автономии Украины и элементы ее национальной
государственности.
Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового
гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию
центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован
особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у
русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина.
Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была