Франклин Рузвельт как человек и политик

беспроцентный заем на один миллиард долларов. В 1941 году Черчилль сообщил

Рузвельту в одной из своих телеграмм, что в случае сохранения США и далее

положения невоюющей стороны он не может поручиться за то, будет ли Англия

продолжать войну в 1942 году.

11 сентября 1941 года в Атлантике произошел инцидент с германской

подводной лодкой и американским эсминцем "Гриер". Рузвельт выступил по

радио с заявлением об изменении политики США "в водах, которые мы (США)

рассматриваем как исключительно важные для нашей обороны".

Американские корабли и самолеты получили приказ без предупреждения

атаковать итальянские и германские суда, главное же - им разрешалось

конвоировать суда других стран. Фактически военно-морской флот получил

приказ о начале необъявленной войны против Германии в Атлантике.

В самых разных кругах общественности резко изменилось в положительную

сторону отношение к военному сотрудничеству с Советским Союзом.

7 декабря 1941 года после внезапного нападения японской авиации на

американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайях США превратились в

страну воюющую, при том число их врагов сразу утроилось: 11 декабря 1941

года Италия и Германия объявили войну Соединенным Штатам. Попытки

правительства Рузвельта на протяжении целого ряда лет оттянуть неизбежную

войну с Японией путем урегулирования разногласий, в том числе и за счет

третьих стран, ничего не дали. "Умиротворение" агрессора и здесь

завершилось фиаско. Широкие массы населения требовали оказать самую

действенную помощь Красной Армии и это оказывало прямое и опосредствованное

влияние на внешнюю политику Рузвельта. В определении коалиционной стратегии

Рузвельт колебался, испытывая давление с разных сторон. Особенно решительно

в пользу затягивания открытия второго фронта в Европе выступали Черчилль и

его кабинет, а также большая часть командного состава США. Весной 1942 года

под влиянием нараставших требований американской общественности

активизировать военные усилия США и Англии Рузвельт начал склоняться к идее

форсированного открытия второго фронта, для чего он послал в апреле 1942

года Гопкинса и Маршалла для переговоров с Черчиллем. Но не получил в

Лондоне поддержки. Помимо этого Рузвельт пригласил Молотова для

переговоров по этому же вопросу и заверил его, что второй фронт в Европе

будет открыт в 1942 году в Северной Франции. Но все это оказалось

мистификацией, никто и не собирался выполнить договоренности.

Сторонники доктрины "англосаксы должны управлять миром" в

правительстве, военных и финансово-промышленных кругах считают курс

Рузвельта в отношении СССР не достаточно жестким, излишне благородным. Этим

объясняется двойственность и нерешительность политики Рузвельта.

Правительства Англии и США снова уклонились от выполнения своих

обязательств и в июле 1942 года согласовали открытие (в будущем) второго

фронта в Северной Африке, что совершенно незначительно влияло на ход дел на

главном театре военных действий, но было выгодно Англии и США поскольку

укрепляло их позиции на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, в зонах

интересов их монополий. В США действовали определенные силы, которые по

мере развития успеха Красной Армии склонялись к мысли, что сепаратный мир

Германии с Англией и США не только возможен, но и обоюдно выгоден в плане

"спасения западной цивилизации" и противодействия "советской угрозе".

Однако Рузвельт верно учел господствовавшие в широкой общественности

настроения на бескомпромиссную борьбу с фашизмом. Рузвельт стремился

противостоять нараставшему нажиму сепаратистов. Эту цель преследовала и

конференция в Касабланке, где он предложил в январе 1943 года четкую

формулу "беззаговорочная капитуляция Германии". В ряде последующих

выступлений президент публично отмежевался от тех элементов, которые

пытались внести раскол в Объединенные Нации.

Рузвельт не только не собирался идти на поводу у реакции,

провоцирующей его на проведение жесткой линии в "русском вопросе", Но и

планировал серьезно заняться совместно с Советским руководством созданием

необходимых условий для тесного взаимодействия двух стран для поддержания

длительного и прочного мира после войны.

В 1943 году возникли серьезные осложнения в американо-советских

отношениях, чему причиной были постоянные оттяжки с открытием второго

фронта, отказ Англии и США от поставок военных грузов северным маршрутом,

оттяжки в выполнении уже согласованных планов по ленд-лизу и тот факт, что

Англия и США принимали все решения о втором фронте без участия Советского

Союза и без консультаций с ним. Это ухудшение отношений в Вашингтоне

воспринималось по-разному, у одних оно вызывало одобрение и даже ликование,

у других обеспокоенность. Рузвельт был встревожен. Он решил перебороть этот

нежелательный крен, противопоставив ему политическую волю к сотрудничеству

в интересах победы над фашизмом. Второго декабря 1942 года Рузвельт

направляет послание Сталину с предложением о двусторонней встрече. В

интересах коалиции позиция Советского Союза была иной - провести

трехстороннюю встречу, твердо стоять за сохранение и углубление

межсоюзнеческх отношений на основе полного равенства сторон. Пока велся

обмен мнениями о встрече, на Вашингтонской конференции Черчилля и

Рузвельта сроки открытия второго фронта были отодвинуты на весну 1944 года.

К осени 1943 года в высших военных кругах США не оставалось сомнений в

том, что Советский Союз способен самостоятельно довершить разгром нацистов

и освободить Европу. Средиземноморский вариант второго фронта, предлагаемый

Черчиллем вызывал все большие сомнения. На Квебекской конференции (август

1943 года) Рузвельт выдвинул задачу "достичь Берлина раньше русских". Оба

руководителя понимали, что затяжки с открытием второго фронта ставят под

вопрос будущие отношения с СССР. После Сталинграда любые решения,

предусматривающие изоляцию Советского Союза, как того хотел Черчилль

становились нереальными. Важнейшим решением Квебекской конференции было

решение приступить к практической подготовке второго фронта в Европе 1 мая

1944 года (операция "Оверлорд"). Черчилль дал согласие под настойчивым

нажимом Рузвельта.

Постоянное и все более угрожающее антисоветское брюзжание Черчилля,

его настойчивые "предостережения" об "опасностях" укрепления сотрудничества

с СССР не могли поколебать Рузвельта в том, что "поддержание и развитие

дружественных отношений между США и СССР" является абсолютно необходимым.

28 ноября - 1 декабря 1943 года состоялась встреча в Тегеране. Главным

был вопрос о втором фронте. Благодаря твердой позиции советских

представителей конференция пришла к согласованным решениям (а до открытия

конференции разногласия между Черчиллем и Рузвельтом по этому вопросу так и

не были преодолены). В декларации главы государств выразили решимость, что

три стороны "будут работать совместно как во время войны, так и в

последующее мирное время".

Планы послевоенного устройства.

В 1943 году после Сталинграда и Курска началась высадка союзников в

Южной Италии. Рузвельт понял, что он должен заглянуть в более далекое

будущее и заняться рассмотрением вопросов послевоенного мира. Надо было

осуществить идею о перестройке международных отношений на основе

сотрудничества стран с разными социальными системами, на основе учета их

законных интересов и достижения согласия по спорным вопросам мирным путем.

Желание сохранить после войны добрые отношения с Советским Союзом

преобладало в американском обществе. Впервые Рузвельт выступил с проектом

декларации о создании международной организации, об ответственности четырех

держав (США, Англии, СССР, Китая) за сохранение мира после войны на

Квебекской встрече с Черчиллем в августе 1943 года.

Темпы и масштабы экономического роста в годы войны, последовавшего за

десятилетием глубочайшего кризиса, были беспрецедентными. В промышленности

все отросли работали с полной нагрузкой, безработица исчезла, резко

улучшилось положение в сельском хозяйстве.

Возникла идея сохранить эту перспективу бесконечного процветания,

укрепляя союз бизнеса и военных кругов с целью поддержания на ходу

"постоянной военной экономики". Это полностью совпадало с желаниями

военных кругов осуществлять полицейские функции в мире. Уже в 1943 году

заместитель военно-морского министра Форрестол призывал к усилению военной

мощи с целью установления полного контроля над миром: "У нас теперь в

руках сосредоточена огромная сила и мы должны непременно сохранить ее".

Планы послевоенного урегулирования и сотрудничества приходили по этому в

явное противоречие с такими устремлениями. Настроения в пользу сохранения

ориентации всей послевоенной экономической политики на военно-

стратегические цели с учетом глобальных притязаний американского

империализма были совершенно не двусмысленно выражены в формуле "военная

готовность плюс экономическая готовность".

Назывались потери в заработках, которые неизбежно должны последовать

за сокращением военного производства и закрытием заводов. Фигурировали

цифры ожидаемой в первые же годы после войны безработицы (12 - 16 миллионов

человек) . Прямо указывалось на возможность повторения сразу же за военным

бумом нового 1929 года. В США войну если даже не приветствовали как

избавление от хронической депрессии и безработицы, то воспринимали во

всяком случае как норму.

Значительные сдвиги в социально - классовой структуре общества,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать