Фридерик Шопен

Фридерик Шопен

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК

(Szopen, Fryderyk Franciszek)

(1810–1849)

[pic]

Шопен великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он

прославился и как гениальный пианист. И в той и в другой области Шопен

сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее

новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые

приемы пианистического исполнительства.

В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен

сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы,

ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных

сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), соната для

виолончели, около двадцати песен. Тем более поразительно дарование

композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь

области фортепианной музыки.

Необычно сложилась и жизнь Шопена. Поляк по происхождению, горячо

любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы вплоть до смерти

провел на чужбине. Но это не помешало ему остаться глубоко национальным

композитором. Подобно великому Глинке в русской музыке, Шопен стал

основоположником польской классической музыки, создав на основе народных

песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.

Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. В

наши дни произведения Шопена являются неотъемлемой частью концертных,

учебных, конкурсных программ. Немало пианистов Советской страны завоевали

мировое признание замечательным исполнением произведений Шопена

(Софроницкий, Нейгауз, Рихтер).

Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени

Шопена. Первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев

Оборин.

Детство и юные годы

Детство и годы учения. Фридерик Шопен родился (согласно официальным

документам) 22 февраля 1810 года в недалеко от Варшавы, столицы Польши,

местечке Желязова Воля. Сам композитор, однако, считал датой своего

рождения 1 марта, что подтверждала и его мать.

Отец композитора - Николай Шопен - француз, сын лотарингского

крестьянина, еще в молодые годы переселился в Польшу. Трудно сказать, что

заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и

принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с польскими

патриотами принимал участие в борьбе за независимость Польши. После

разгрома восстания Костюшки и окончательного раздела Польши (1795) Николай

Шопен, капитан армии Костюшки, несмотря на шаткость своего положения решил

остаться в Польше. Человек широкого умственного кругозора и образования, он

занялся педагогической деятельностью и вскоре завоевал репутацию одного из

лучших педагогов Варшавы. В 1802 году Николай Шопен, приглашенный в

качестве воспитателя к детям графа Скарбека, поселился в имении Скарбеков

Желязова Воля. В 1806 году состоялся брак с дальней родственницей Скарбеков

Юстиной Кжижановской.

После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском

лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Шопен

воспитывался в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла

его мать. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на окришке

и флейте, по сохранившимся свидетельствам, мать композитора была

чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым

голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями,

привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Еще не умея

говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал пение матери

или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их

сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью

и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фридерика в

семействе Шопенов было еще три сестры: старшая - Людвика (в замужестве

Енджеевич), бывшая его особенно близким и преданным другом, и младшие -

Изабелла и Эмилия. Сестры обладали разносторонними способностями, а рано

умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные

под руководством старшей сестры Людвики. Первым и единственным его учителем

фортепианной игры был Войцех Живный (1756 - 1842), чех по происхождению.

Живный едва ли был первоклассным педагогом, но каким он был музыкантом,

можно судить по тому, что именно он воспитал в Шопене любовь к И.С. Баху и

В.А. Моцарту. Будучи уже зрелым художником и концертирующим пианистом,

Шопен не расставался с партитурами Моцарта, а однажды на вопрос, как он

готовится к выступлениям, ответил: “Я обыкновенно запираюсь на две недели и

играю Баха - это моя подготовка”. Клавирные прелюдии и фуги Баха

впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве 24.02.1818

года, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена

скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его

сочинений полонез для фортепиано соль минор. Уже в восьмилетнем возрасте

его называли "польским Моцартом". Исполнительский талант мальчика

развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим

польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив,

что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой

мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно

владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши,

читал много художественной литературы. Тринадцати лет, в 1823 году, он

поступил в лицей сразу в четвертый класс и через три года успешно его

закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего

композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его

мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным

актером. Уже в юные годы Шопену была присуща острота ума, наблюдательность

и большая любознательность. С огромным интересом он посещал оперные

спектакли, концерты. Игра знаменитого итальянского скрипача Никколо

Паганини оставила в сознании впечатлительного юноши неизгладимый след.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам

его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик

мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились

народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по

лицею, Фридерик проникал к источникам народного музыкального творчества,

часами наблюдая деревенские гулянья с танцами и песнями, напряженно

вслушиваясь в своеобразное звучание деревенского оркестра, лихо играющего

всевозможные оберки, мазуры, деревенские полонезы и сам принимал участие в

исполнении народных песен и плясок. Шопен сам признавался: “Я долго учился

чувствовать польскую народную музыку”. По мнению польского биографа Гезика,

собственные впечатления Шопена дали ему больше, чем все учителя. С годами

народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его

существом.

Высшая школа музыки. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую

школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор

Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто

талантлив, но гениален. Среди его заметок сохранилась краткая

характеристика, данная им юному музыканту: На исходе первого года занятий в

1827 году “Изумительные способности. В 1829 - год окончания консерватории

Музыкальный гений”. К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом

Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют

два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти

концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями

пианистов всех стран. Тогда же была сочинена одна из лучших песен Шопена

Желание (Если б я солнышком на небе сиял).

Шопен питал глубокое уважение и благодарность к своему учителю и

признавал, что именно Эльснер помог ему найти свой путь. Как-то в беседе с

одним венским журналистом он сказал: “...у Живного и Эльснера даже

величайший осел выучился бы”.

С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу артистической

и творческой деятельности. О нем начинают уже судить не только как о

выдающемся пианисте и импровизаторе, но и как об авторе интересных и

оригинальных произведений

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Побуждаемый

новыми венскими друзьями, Шопен решает объявить свой концерт. 11 августа в

императорском оперном театре состоялась музыкальная “академия”, на которой

он выступил с Вариациями op. 2, импровизациями на тему из оперы

французского композитора Буальдье “Белая дама” и на польскую тему “Хмель”.

Об этом концерте Шопен сообщает родным в Варшаву: “Когда я появился на

сцене, меня встретили аплодисментами, и после исполнения каждой вариации

были такие аплодисменты, что я не слышал tutti оркестра. После окончания

так аплодировали, что мне пришлось выйти второй раз и поклониться”. На долю

импровизаций выпал еще больший успех. “...Хмель, - пишет Шопен, -

...наэлектризовал непривычную к таким мотивам публику. Мои партерные шпионы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать