Фридерик Шопен

ноктюрны, прелюдии и по прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со

светлыми лирическими пьесами все чаще из-под его пера выходят произведения,

полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Композитор открывает

все новые и новые выразительные возможности фортепиано.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем), принадлежащая к числу

высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического

искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты,

говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно,

последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как

эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе

назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена,

национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением

данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в

музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более

возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства

скорби..

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно

для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже

не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а

услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Весной 1842 года умер

от туберкулеза ближайший друг Шопена Ян Матушиньский. Весной 1844 года

скончался отец композитора. Приезд любимой сестры Людвики несколько

облегчил его горе. Людвика принесла с собой как бы частичку родной страны,

семьи, дома. С ее отъездом настроение Шопена все чаще омрачается. Тоску по

родине углубляет назревающая драма отношений с Жорж Санд. Пока она остается

тайной для окружающих. Лишь изредка в письмах к родным, в отдельно

брошенных фразах прорываются скрытая боль и критическое отношение Шопена,

не приемлющего многое в семье Жорж Санд. Болезненность и крайняя душевная

ранимость Шопена находились в кричащем противоречии с властной натурой Жорж

Санд, к этому прибавлялись глубокие внутренние расхождения, различия в

нравственных и жизненных устоях.

Уже с осени 1846 года Шопен не бывает в Ноане, где Жорж Санд проводит

большую часть времени, а вскоре происходит полный и окончательный разрыв.

Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь

легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор

почти ничего не писал. Средства его иссякли.Хрупкий организм Шопена,

подтачиваемый душевными страданиями, надломлен, но превозмогая себя, он по-

прежнему дает многочисленные уроки и даже начинает вновь выступать на

концертах.

Последние годы Шопена, по собственным словам, смертельно раненного

своей привязанностью, - самые печальные в его жизни.

Чтобы поправить свое тяжелое материальное положение, Шопен предпринял

поездку в в Англию и Шотландию по приглашению английских друзей. Собрав

последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. После нескольких

выступлений в Лондоне по приглашению своих учениц, “милых шотландок”, Шопен

направился в Шотландию. “Я здесь наслаждаюсь (физически) полнейшим покоем и

прекрасными шотландскими песнями”, - пишет он. С большим интересом слушает

Шопен народные шотландские песни в исполнении известной шведской певицы

Женни Линд, посещает старинные английские замки. Восторженный прием вначале

радует его, вселяет бодрость.

28 августа состоялся его первый концерт в Манчестере, через некоторое

время в Глазго, затем в начале октября в Эдинбурге, а 31 октября Шопен

возвратился в Лондон. Cырой климат Англии быстро оказал свое губительное

действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и

бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из

Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. ”Я же ни

беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо

чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось”, - писал

он одному из своих друзей. Обессиленный болезнью, но движимый

патриотическим чувством, он выступил на ежегодном польском балу, устроенном

16 ноября 1848 года. Это было последнее появление Шопена перед публикой.

В конце ноября Шопен вернулся в Париж. Оставшийся год жизни был

медленным угасанием. Последнюю радость Шопену доставил приезд сестры

Людвики, которая неотлучно оставалась подле него до самого конца. В ночь с

16 на 17 октября 1849 года Шопена не стало. Он скончался в от туберкулёза

на руках своей сестры. и был похоронен не кладбище Пер-Лашез рядом с

могилой своего друга Беллини. В торжественных похоронах приняли участие

лучшие артисты Парижа. Был исполнен Реквием Моцарта, в котором партии соло

пели Виардо и Лаблаш. Специально был оркестрован и исполнен похоронный марш

Шопена, а один из видных французских органистов проникновенно сыграл на

органе прелюдии Шопена - h-moll и e-moll. В могилу Шопена высыпали горсть

польской земли из кубка, преподнесенного друзьями при прощании его с

родиной.“Даже самая стоическая античность не знала примера более прекрасной

смерти...”, - писал Гжимала вскоре после его кончины. Согласно воле

композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в

подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из

колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику

Шопену - соотечественники". Во время фашистского нашествия польские

патриоты спрятали драгоценный сосуд. После освобождения Польши Советской

Армией в 1945 году в день годовщины смерти Шопена его сердце было

возвращено родной стране.

Шопен был одной из ярчайших творческих индивидуальностей в истории не

только музыки, но и всей мировой культуры. Он сознательно посвятил себя

только фортепианному творчеству, не писал ни опер, ни симфоний. Но он

впервые превратил фортепианную музыку в столь самостоятельное мощное

художественное царство.

Шопеновские баллады и сонаты, скерцо и фантазия - подобно крупным

органным творениям И. С. Баха - своеобразные симфонии, а какая-либо

двухстрочная прелюдия или мазурка по глубине замысла и выраженного чувства

перерастает в большую поэму, волнующую драму.

Основой выразительности музыки Шопена является мелодия. По редкому

мелодическому дару Шопена можно сравнить только с Моцартом и Чайковским.

Шопен является одним из величайших мелодистов мира, крупнейшим новатором,

создателем оригинальных музыкальных жанров и форм.

Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая

его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед

тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые

дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь

открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

Творческое наследие Шопена

Один из лучших пианистов своего времени, Шопен писал практически

исключительно фортепьянную музыку. Его наследие включает два концерта, ряд

камерных сочинений с участием фортепьяно и сочинения для сольного

фортепьяно: три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, 27 этюдов, 21

ноктюрн, более 20 прелюдий, мазурки, вальсы, полонезы и другие

многочисленные произведения.

К крупнейшим по масштабам сочинениям Шопена относятся концерты, в которых

основная роль принадлежит фортепьяно, оркестру отводится довольно скромное

место. Кристиан Цимерман (р. 1956) в 1975 году победил на сложнейшем

конкурсе им. Шопена в Варшаве, став самым молодым победителем за всю

историю конкурса и получив, помимо главного, призы за исполнение сонат,

полонезов и мазурок. Блестящее исполнение концертов, первый из которых

записан "в живую" во время выступления в Лос-Анжелосе в 1978 году.

Из сонат Шопена наиболее значительны вторая и третья, написанные в годы

расцвета творческих сил. Третья часть второй сонаты Шопена - траурный марш,

известный в многочисленных оркестровых переложениях.

Шопен первым ввел жанр баллады, широко распространенный в вокальной музыке,

в музыку инструментальную. Четыре его баллады - это масштабные,

многоплановые пьесы. Много общих c ними черт имеет фантазия, op. 49.

Баркаролла более изящная, утонченная, без драматических контрастов.

Ноктюрны являются самым поэтичным произведениями Шопена. Глубина мысли,

разнообразие настроений, богатство мелодики ставят эти произведения

особняком в жанре фортепьянного ноктюрна, созданного Джоном Филдом.

Интерпретация Артура Рубинштейна из тех, что остаются навсегда в

сокровищнице мирового пианизма, поражая слушателя изяществом и

благородством. Студийная запись была сделана в 1965 году в Риме.

Родоночальником жанра фортепьянного этюда принято считать композитора Муцио

Клементи (1752-1832), который предназначал свои этюды для развития

пианистической техники у молодых музыкантов. Листу и Шопену удалось

превратить этюд из технически сложной, виртуозной, но зачастую пустоватой,

пьесы в полноценное художественное произведение.

Владимир Ашкенази - один из самых известных исполнителей Шопена. Ему

замечательно удается донести до слушателя все многообразие и техническое

изящество шопеновских этюдов.

Диск, выпущенный отечественной фирмой "Мелодия" сохранил для нас исполнение

сонаты Шопена с участием выдающегося виолончелиста Даниила Шафрана.

Приложение №1

Игорь Северянин 1887-1941

"МЕДАЛЬОНЫ"(Белград, 1934)

Шопен

Кто в кружева вспененные Шопена,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать