Герцен

Герцен

Герцен.

Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) завершил

четырехлетний курс обучения в Московском университете. Решением Совета

Университета Герцен на основании Положения о производстве в ученые степени

и "за отличные успехи и поведение" 30 июня 1833 г. (Все даты в статье

приводятся по старому стилю) был утвержден кандидатом Отделения физико-

математических наук . Ему также была присуждена серебряная медаль за

диссертацию "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника". Перед

молодым выпускником открывался путь к успешной научной карьере, однако

судьба Герцена сложилась иначе. Через год после окончания университета его

арестовали за участие в "тайном обществе" и после 9-месячного тюремного

заключения отправили в ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842 г.

{Подробные сведения о жизни, творчестве и революционной деятельности

Герцена можно найти в его многочисленных биографиях. См., например, книгу

В. А. Прокофьева

После возвращения из ссылки в Москву Герцен возобновляет начатое в

студенческие годы изучение теоретических основ, методологии и современных

достижений естествознания. Он штудирует труды зарубежных и отечественных

ученых по физике, химии, зоологии и физиологии, посещает лекции и публичные

чтения в университете, а также в период с 1842 по 1846 гг. пишет и

публикует философско-науковедческие работы "Дилетантизм в науке", "Письма

об изучении природы" и "Публичные чтения г-на профессора Рулье"

{Подробнее о философии науки Герцена см. статьи А. И. Володина

В этих работах, пользовавшихся широкой известностью среди студентов и

столичной интеллигенции, Герцен проявил себя как серьезный методолог и

блестящий популяризатор науки. Однако и этот, новый этап его научной

деятельности прервался. В 1847 г., не выдержав полицейских придирок, Герцен

навсегда покинул Россию и, находясь за границей, наукой уже больше не

занимался, сосредоточив свои силы на революционно-публицистической

деятельности и создании независимой российской печати.

И все же реакционная атмосфера николаевского политического режима была не

единственной причиной превращения Герцена из подававшего немалые надежды

ученого в революционера. Дело в том, что и он сам, и круг его

единомышленников-западников первоначально именно в науке видели не только

мощный фактор социального развития и обновления, но и альтернативу попыткам

чисто насильственного преобразования общества, каковыми молодежи конца 30-х

- начала 40-х гг. представлялись восстание декабристов и некоторые другие

революционные выступления в Европе первой трети XIX в. Но что же в таком

случае заставило Герцена предпочесть науке революцию?

{Участник герценовского университетского кружка Н. И. Сазонов в связи с

этим вспоминал: "Разочарования 1825 и 1830 годов послужили нам полезным

уроком, после которого мы стали стремиться к разрешению больших

национальных вопросов прежде всего при помощи науки". (Цит. по:

В предлагаемой статье я попытаюсь ответить на этот вопрос, анализируя те

проблемы, с которыми Герцен столкнулся при знакомстве с современной ему

западной наукой и которые привели его к убеждению, что эта наука находится

в состоянии глубокого кризиса, погрязла в мелочах и нуждается в спасении со

стороны смело и широко мыслящих "людей жизни", способных преодолеть

разобщенность научных дисциплин и достичь органического единства науки,

философии и практики.

Мне представляется, что основную роль в разочаровании Герцена сыграло

прежде всего непонимание им специфики работы ученых-профессионалов, занятых

решением своих узкоспециальных задач, смысл которых можно понять, лишь

находясь в постоянных творческих контактах с коллективами исследователей

передовых лабораторий. При этом, как показывает современный опыт,

аналогичное непонимание (и разочарование) возникает у многих ученых из

развивающихся стран. Даже получив блестящее образование, такие ученые

испытывают огромные, в первую очередь мировоззренческие, трудности при

вхождении в западное научное сообщество

{Мировоззренческие проблемы науки в развивающихся странах изучаются в

последнее время многими социологами и культурологами. См., например,

монографии Е. Б. Рашковского и, в которых основное внимание сосредоточено

на анализе специфики ментальности ученых из стран Азии и Африки. В отличие

от работ Рашковского задача данной статьи - анализ специфики работ именно

западного научного сообщества, его своеобразной эзотеричности,

проявляющейся в том, что многие концептуальные изменения, непрерывно

осуществляющиеся в развивающейся науке, как правило, не отражаются в

публикациях (а тем более в учебниках) и могут быть осознаны только в ходе

достаточно длительной работы в исследовательских коллективах.}.

В связи с этим интересно сопоставить философско-науковедческие работы

Герцена с современными проблемами восприятия передовой науки. Такое

сопоставление, на мой взгляд, позволило бы глубже понять особенности

развития российской науки первой половины XIX в. и роль в этом развитии

Герцена. Мечтая о качественно новой науке будущего и стремясь подготовить

российскую молодежь к созданию такой науки, Герцен не смог заметить тех

действительно революционных изменений, которые содержала в себе будничная

работа западных и отечественных профессионалов. В результате своими

статьями он лишь дезориентировал студенчество, провоцируя его на конфликты

с "отсталыми и реакционными" профессорами и, как следствие, уход из науки.

При этом одной из первых жертв такой дезориентации стал сам Герцен.

Несостоявшийся ученый

В июне 1833 г. А. И. Герцен завершил обучение на физико-математическом

отделении Московского университета. Он готовился к выпускным экзаменам и

трудился над кандидатской диссертацией "Аналитическое изложение солнечной

системы Коперника". Написание такой работы - небольшого сочинения

реферативного типа, а также получение достаточно высокого балла на

экзаменах были необходимы для тех, кто хотел стать кандидатом университета,

с тем чтобы продолжить научную работу и затем защищать магистерскую и

докторскую диссертации.

Судя по письмам друзьям, Герцен был настроен оптимистически. Он благодарил

и благословлял университет, радовался теме диссертации, предложенной ему

куратором, профессором Д. М. Перевощиковым .Первая неудача постигла Герцена

на экзаменах. 24 - 27 июня 1833 г. он писал Н. П. Огареву, что "срезался у

Перевощикова.

{Дмитрий Матвеевич Перевощиков (1788 - 1880) - математик, астроном, видный

ученый-просветитель, создатель и директор первой астрономической

обсерватории Московского университета, а с 1855 г. член Петербургской

академии наук. Подробнее о нем см. работы

по механике, это сильно потрясло мое честолюбие, я на другой день был

болен; но во всех прочих предметах я отвечал хорошо, в некоторых отлично, и

я кандидат; теперь осталось получить медаль (золотую), и я университетом

доволен"

{Экзамены проходили 22 июня 1833 г. Для получения степени кандидата

требовалось набрать не менее 28 баллов при оценках от "0" до "4". Герцен

набрал 29 баллов: "4" - по ботанике, математике, минералогии, зоологии,

химии и "3" - по физике, механике, астрономии. О сдаче экзаменов и обучении

Герцена в университете см. статью В. П. Гурьянова

К сожалению, не оправдалась и эта надежда Герцена. Его диссертация была

удостоена серебряной медали. Золотую медаль за сочинение на эту же тему

получил другой ученик Перевощикова - А. Н. Драшусов, который был оставлен

при обсерватории университета и в 1851 г. стал ее вторым, после

Перевощикова, директором.

Т. П. Пассек, друг юности Герцена, писала, что Перевощиков предпочел

диссертацию Драшусова, т. к. "нашел в сочинении Саши слишком много

философии и слишком мало формул (точнее, их нет вообще. - Ю. М.). Золотую

медаль получил студент, который, говорили тогда, выписал свою диссертацию

из астрономии Био и растянул на листах формулы"

Возможно, Пассек права и после не совсем удачной сдачи экзаменов по

физическим наукам Перевощиков мог с настороженностью отнестись к слишком

философизированной работе Герцена. В то же время Перевощиков категорически

не пожелал взять к себе Драшусова на место помощника при обсерватории.

Более того, Перевощиков держал это место свободным почти месяц и согласился

взять на работу Драшусова лишь под давлением высоких покровителей

последнего.

Не исключено, что Перевощиков сохранял вакансию для Герцена (других

кандидатур у него тогда просто не было). Но Герцен, вместо того чтобы

проявить хоть какую-то инициативу, высмеивал в письмах своих учителей и

университет и сообщал друзьям, что целыми днями ест, спит, купается и

собирается всерьез заняться социальной философией и политическими науками.

К чему привели эти занятия, известно. Ровно через год Герцен был арестован

за организацию кружка революционного направления (достаточно безобидного

даже по меркам того времени). Затем были 9 месяцев тюрьмы и ссылка с

обязательной службой в качестве младшего чиновника в канцелярии, где Герцен

смог вдоволь насмотреться на все "прелести" российской жизни.

Неудивительно поэтому, что вскоре после возвращения из ссылки в Москву

(1842 г.) Герцен принялся хлопотать о заграничном паспорте и в 1847 г.

вместе с семьей выехал за границу. Там он сблизился со многими российскими

и европейскими революционерами и в 50-е гг. совместно с Огаревым создал

Вольную русскую типографию, издававшую в числе прочего знаменитую газету

"Колокол".

Трудно сказать, потеряла ли российская наука с уходом Герцена выдающегося

ученого, но можно только пожалеть о том, что она потеряла талантливого и

широко образованного популяризатора и публициста, а также прекрасного

организатора. Сожалел ли сам Герцен о несостоявшейся научной карьере? В

автобиографической книге "Былое и думы" Герцен с нескрываемой завистью

пишет о своем друге немецком физиологе Карле Фогте, который, прежде чем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать