Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства

|и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную |

|административную школу, ибо что можно представить себе лучше для |

|назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство. |

|Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от |

|затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в |

|короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.|

|Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все |

|указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом |

|императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он |

|расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику |

|заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45|

|громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот |

|сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого |

|Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением |

|рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание|

|материалов остается основным для истории русского законодательства. |

|Это полное собрание законов он и положил в основание действующих |

|законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, |

|облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со |

|ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,|

|сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской |

|империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего |

|состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом. |

|"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом |

|порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и |

|учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок |

|делопроизводства правительственных учреждений, Государственного |

|совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В |

|дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы |

|"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, |

|законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе|

|изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе |

|изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, |

|13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", |

|т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот |

|строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,|

|а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.|

|Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком|

|много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток|

|свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения |

|присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше |

|100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на |

|подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого |

|кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную |

|мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и |

|приводить в порядок старое. |

|Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, |

|Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных |

|законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12|

|томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов |

|Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать |

|руководством для деятельности правительственных учреждений. |

|СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. |

|Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться |

|правительственный порядок. Основания правительственного строя |

|остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без |

|всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм |

|центрального управления. Вот почему в его царствование создалось |

|громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, |

|либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой |

|необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для|

|каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль|

|этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.|

| |

|Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император |

|должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана |

|была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его |

|величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном |

|комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может |

|быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел |

|непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое |

|отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за |

|исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из |

|бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов |

|и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.; |

|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |

|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это |

|отделение упразднено); четвертое отделение управляло |

|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым |

|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |

|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение |

|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка |

|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. |

|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. |

|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, |

|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; |

|подверглось некоторым изменениям только управление сословное, |

|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |

|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре |

|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |

|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в |

|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по |

|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, |

|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|

|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного |

|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. |

|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|

|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|

|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право |

|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, |

|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |

|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении |

|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских |

|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший |

|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие |

|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |

|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом |

|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую |

|собственность в губернии, получивший на действительной службе по |

|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским |

|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные |

|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |

|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в |

|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |

|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |

|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |

|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |

|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |

|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |

|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |

|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |

|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |

|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |

|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |

|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |

|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |

|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |

|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|

|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |

|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |

|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |

|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |

|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |

|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |

|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |

|орудием правительства. |

|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |

|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать