|и непригодность, а теперь он к тому же прошел отличную |
|административную школу, ибо что можно представить себе лучше для |
|назидания и знакомства с делом, как ссылка и губернаторство. |
|Сперанскому поручено было составление свода законов. Вылечившись от |
|затей, Сперанский сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в |
|короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной.|
|Прежде всего из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все |
|указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом |
|императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он |
|расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику |
|заглавие "Полное собрание законов Российской империи". Это сборник 45|
|громадных томов, каждый из которых не всякий осилит поднять. В этот |
|сборник вошло 30 920 номеров. Сборник, за составление которого |
|Сперанский принялся в 1826 г., издан был в 1830 с приложением |
|рисунков, табели и различных указаний. До сих пор это полное собрание|
|материалов остается основным для истории русского законодательства. |
|Это полное собрание законов он и положил в основание действующих |
|законов; из различных указаний он брал годные к действию узаконения, |
|облекал их в краткие статьи, применяясь к тексту подлинника, и со |
|ссылками на источник эти статьи расположил в систематическом порядке,|
|сводя их в особые уставы. Так составился "Свод законов Российской |
|империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. В большей части своего |
|состава этот памятник доселе остается действующим у нас кодексом. |
|"Свод законов Российской империи" расположен в систематическом |
|порядке. В первых трех томах изложены законы "основные и |
|учредительные", т. е. определяющие пределы власти и порядок |
|делопроизводства правительственных учреждений, Государственного |
|совета, Сената, министерств, губернского управления и т. д. В |
|дальнейших пяти томах (в 4, 5, 6, 7, 8-м) изложены законы |
|"государственных сил", т. е. средств, которыми питается государство, |
|законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9-м томе|
|изложены законы "о состояниях", т. е. о сословиях. В 10-м томе |
|изложены законы гражданские и межевые. В четырех дальнейших (11, 12, |
|13 и 14-м) - законы "государственного благоустройства и благочиния", |
|т. е. полицейские, и в последнем (15-м томе) - законы уголовные. Вот |
|строй законов, в котором каждая статья не представляет ничего нового,|
|а извлечена из изданного закона и только нашла место в общей системе.|
|Таким образом, свод законов составился из 42 тыс. статей; это слишком|
|много законов, чтобы знать их; обилие законов есть главный недостаток|
|свода, и сам Сперанский сознавал это. Дальнейшие узаконения |
|присоединились к своду как дополнение, и теперь таких статей свыше |
|100 тыс. Сперанский смотрел на свод законов только как на |
|подготовительную, черновую работу для выработки удобоприменимого |
|кодекса. Трудно представить себе памятник, более выражающий основную |
|мысль царствования: ничего не вводить нового и только чинить и |
|приводить в порядок старое. |
|Свод законов, сказал я, издан был в 1833 г.; но, кроме того, |
|Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных |
|законодательств: так, ему принадлежит свод военных постановлений в 12|
|томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов |
|Великого княжества Финляндского. Свод законов и должен был стать |
|руководством для деятельности правительственных учреждений. |
|СОБСТВЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. |
|Легко предвидеть, в каком направлении должен был измениться |
|правительственный порядок. Основания правительственного строя |
|остались прежние, но, взявшись руководить громадной империей без |
|всякого участия общества, Николай должен был усложнять механизм |
|центрального управления. Вот почему в его царствование создалось |
|громадное количество либо новых департаментов в старых учреждениях, |
|либо новых канцелярий, комиссий и т. д. Все это время было эпохой |
|необозримого количества комитетов и комиссий, которые создавались для|
|каждого нового государственного вопроса. Всего лучше выразилась мысль|
|этих правительственных перемен в создании целого сложного управления.|
| |
|Сам руководя важнейшими делами, входя в их рассмотрение, император |
|должен был иметь собственную канцелярию; такая канцелярия и создана |
|была четырьмя отделениями под таким названием - Собственная его |
|величества канцелярия, существующая и доселе, только не в полном |
|комплекте отделений. Вот перечень этих отделений, который, может |
|быть, понадобится, чтобы увидеть, каким кругом дел хотел |
|непосредственно руководить носитель государственной власти. Первое |
|отделение подготовляло бумаги для доклада императору и следило за |
|исполнением высочайших повелений; второе отделение образовалось из |
|бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов |
|и состояло под управлением Сперанского до смерти его в 1839 г.; |
|третьему отделению поручены были дела высшей полиции под управлением |
|начальника, который был вместе и шефом жандармов (теперь это |
|отделение упразднено); четвертое отделение управляло |
|благотворительными воспитательными заведениями, начало которым |
|положено было императрицей вдовой Марией Федоровной; это - ведомство |
|императрицы Марии. При Николае существовало даже пятое отделение |
|собственной е. в. канцелярии - для подготовки нового порядка |
|управления и государственных имуществ, о чем мы скажем после. |
|ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. |
|Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, |
|даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; |
|подверглось некоторым изменениям только управление сословное, |
|дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями |
|1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре |
|Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; |
|при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в |
|местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по |
|учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, |
|служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например|
|губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного |
|характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. |
|предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя|
|в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником|
|от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право |
|выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, |
|несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато |
|было ограничено право участия дворянства в губернском управлении |
|установлением ценза. В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских |
|съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший |
|штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие |
|дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в |
|съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом |
|имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую |
|собственность в губернии, получивший на действительной службе по |
|крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским |
|выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные |
|дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было |
|двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в |
|собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех |
|делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые |
|имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. |
|десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, |
|кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в |
|губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли. Один разряд дворян |
|имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос |
|через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так |
|чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и |
|выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. |
|усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой |
|дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал |
|по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана |
|поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который |
|назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского|
|собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское |
|управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное |
|управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и |
|ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с |
|коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном |
|управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство |
|стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским |
|орудием правительства. |
|Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и |
|губернское управление. Легко заметить, что этими переменами нарушено |