Петр I и его сподвижники

Петр I и его сподвижники

Оглавление

Пётр Великий и компания "друзей".

Птенцы гнезда Петрова.

1 Александр Данилович Меньшиков.

2 Борис Петрович Шереметьев.

3 Пётр Андреевич Толстой.

4 Алексей Васильевич Макаров.

Яркие индивидуальности, составлявшие единую команду.

Пётр Великий и компания "друзей".

В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению

преобразованиям петровой четверти XVIII века. За многовековую историю

существования Российского государства было проведено не мало реформ. О том,

что дали России петровские преобразования, со всей определенностью сказало

время. Известный историк и публицист М.М.Щербатов считал, что путь,

пройденный страной при Петре, без него пришлось бы преодолевать два

столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы

шесть столетимй. Ни Щербатов, ни Крамзин отнюдь не питали симпатий к царю-

преобразователю, но жаже они должныт были признать гигантский скачок

России в годы петровских реформ. Преобразования петра обеспечили нашей

стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось

отставание экономической и культурной жизни России от экономической и

культурной жизни передовы стран Европы; во-вторых, Россия в могущественную

державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом;

возросшая военная мощь позволила России в ходе Северной войны сокрушить

шведскую армию и флот и утвердиться на берегах Балтики; в-третьих, россия

вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных

отношений в Европе не решался без ее участия. Особенность преобразований

состоит в том, чтоони носили всеобъемлющий характер. Степень проникновения

новшеств в толщу старомосковского уклада жизни была различной. В одних

случаях, как, например, в быту, преобразования коснулись узкого слоя

общества, оказав влияеие, прежде всего на его "верхи". Множество поколений

крестьян и после реформыне расставались ни с бородой, ни с сермяжным

зипуном, а башмаки окончательно вытеснили лапти только в советское время.

Но в области строительства вооруженных сил, структуры государственного

аппарата, внешней политики, промышленного развития, архитектуры, живописи,

распостранения научных знаний, градостроительства новшества были столь

глубокими и устойчивыми, что позволили иным историкам и публицистам

середины прошлого века возвести петровские преобразования в ранг

"революции", а самого Петра считать первым в России "революционером",

причемне ординарным, а "революционером" на троне. Петр был очень не

ординарным человеком. Прежде всего, поражает разносторонность его

дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и

законадателем, его можно было встретить и с топором и пером в руках,

вырезывающим новый шрифт и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченным

постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением

какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством

правительственного механизма обширного государства. Однако Петр великий

был не только дельцом, но и мыслителем. Его жизнь так сложилась, что

давала ему мало досуга заранее и неторопливо обдумывать план действий, а

темперамент мало внушал и охоты к тому. Спешность дел, неуменье, а иногда

и невозможность выжидать, подвижность ума, необычайно быстрая

наблюдательность - все это приучило Петра задумывать без раздумья, без

колебания решаться, обдумывать дело среди самого дела и, чутко угадывая

требования минуты, на ходу соображать средства исполнения. В деятельности

Петра все эти моменты, так отчетливо различаемые досужим размышлением и

как бы рассыпающиеся при раздумьи, шли дружно вместе, точно вырастая один

из другого, с органически-жизненной неразделимостью и последовательностью.

Петр является перед наблюдателем в вечном потоке разнообразных дел, в

деловом постоянном общении с множеством людей, среди непрерывной смены

впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим

собою, в уединенном кабинете, а не в людной и шумной мастерской.

Это не значит, что у Петра не было тех общих руководящих понятий,

из которых составляется образ мыслей человека; только у Петра этот образ

мыслей выражался несколько по-своему, не как подробно обдуманный план

действий или запас готовых ответов на всевозможные запросы жизни, а являлся

случайной импровизацией, мгновенной вспышкой постоянно возбужденной мысли,

ежеминутно готовой отвечать на всякий запрос жизни при первой с ним

встрече. Мысль его вырабатывалась на мелких подробностях, текущих вопросах

практической деятельности, мастеровой, военной, правительственной. Он не

имел ни досуга, ни привычки к систематическому размышлению об отвлеченных

предметах, а воспитание не развилов нем и наклонности к этому. Но когда

среди текущих дел ему встречался такой предмет, он своей прямой и здоровой

мыслью составлял о нем суждение так же легко и просто, как его зоркий глаз

схватывал структуру и назначение впервые встреченной машины. Но у него

всегда были наготове две основы его образа мыслей и действий, прочно

заложенные еще в ранние годы под неуловимыми для нас влияниями: это -

неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе

отечества, в служении которому и состоит этот долг. На этих основах

держался и его взгляд на свою царскую власть, совсем непривычный

древнерусскому обществу, но бывший начальным, исходным моментом его

деятельности и вместе основным ее регулятором. В этом отношении

древнерусское политическое сознание испытывало в лице Петра Великого

крутой перелом, решительный кризис.

В его деятельности впервые ярко проявились народно-воспитательные

свойства власти, едва заметно мерцавшие и часто совсем погасавшие в его

предшественниках. Петру удалось перевернуть в себе политическое сознание

московского государя изнанкой на лицо; только он в составе верховной власти

всего яснее понял и особенно живо почувствовал "долженства", обязанности

царя, которые сводятся, по его словам, к "двум необходимым делам

правления": к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней

безопасности государства. В этом и состоит благо отечества, общее благо

родной земли, русского народа или государства - понятия, которые Петр

едвали не первый у нас усвоил и выражал со всей ясностью первичных,

простейших основ общественного порядка. Самодержавие - средство для

достижения этих целей. Нигде и никогда не покидала Петра мысль об

отечестве; в радостные и скорбные минуты она ободряла его и направляла его

действия, и о свойе обязанности служить отечеству, чем только можно, он

говорил просто, без пафоса, как о деле серьезном, но единственным и

необходимом. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть

здоровья и самой жизни для общего блага - такое сочетание понятий было не

вполне ясно дляы обычного сознания древнерусского человека и мало привычно

для его обиходной житейской практики. В минуты всенародного бедствия, когда

опасность грозила всем и каждому, он понимал обязанность и мог чувствовать

в себе готовность умереть за отечество, потому что, защищая всех, он

защищал самого себя, как каждый из всех, защищая себя, защищал и его. Он

понимал общее благо как частный интерес каждого, а не как общий интерес,

которому должно жертвовать частным интересом каждого. АПетр именно и не

понимал частного интереса, не совпадающего с общим, не понимал возможности

замкнуться в кругу частных, домашних дел. Вот это трудное для

древнерусского ума понятие об общем благе и усиливался выяснить ему своим

примеро, своим взглядом на власть и ее отношение к народу и государству

Петр Великий.

Этот взгляд служил общей основой законадательства Петра и выражался

всенародно в указах и уставах как руководящее правило его деятельности. Но

особенно любил Петр высказывать свои взгляды и руководящие идеи в

откровенной беседе с приближенными, в компании своих "друзей", как он

называл их. Ближайшие исполнители должны были знать прежде и лучше других,

скаким распорядителем имеют дело, и чего он от них ждет и требует. Стоит

заметить, что многие, высказываясь об эпохе Петра Великого, говорят только

о самом Петре, вроде, как только он проводил эти реформы, что он в

одиночестве тянул воз преобразований в гору, в то время как "миллионы"

тянули его под гору. В действительности у Петра было множество помошников,

подвизавшихся на военном, дипломатическом, административном и культурном

поприщах. Как и всякая знаминательная эпоха, время преобразований выдвинуло

немало выдающихся деятелей, каждый из которых внес свой вклад в укрепление

могущества России. Называя их имена, следует понить о двух обстоятельствах:

об исключительном даре Петра угадывать таланты и умело их использовать и о

превлечении им помошников из самой разнородной среды. Среди сподвижников

Петра Великог помимо русских можно встретиь голландцев, литовцев, сербов,

греков, шотландцев. В "команде" царя находились представители древнейших

аристократических фамилий и рядовые дворяне, а также выходцы из "низов"

общества: посадские и бывшие крепостные. Царь долгое время при отборе

помошников руководствовался рационалистическими критериями, нередко

игнорируя социальную или национальную принадлежность лица, которого он

приближал к себе и которому давал ответственные поручения. Основаниями для

продвижения по службе и успехов в карьере являлись не "порода", не

происхождение, а знания, навыки способности чиновника или офицера.

Нет надобности доказывать, что в рамках самодержавной политической

системы огромное значение имела личность самого монарха, его взгляды,

определявшие, в конечном счете, выбор лиц, приближаемых к трону. Монарх

ограниченных способносте выбирал и соратников серых и бесцветных. Чтобы

быть замеченным и обласканным Петром, надлежало соответствовать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать