объективной инфор-
мации способствовало рождению слухов - этих типичных атрибутов
недемократических сис-
тем . В критические моменты существования таких политических структур
сплетни иногда
приобретают просто сокрушительную силу .Особенно наглядно это проявилось
как раз в
России . Здесь монархия рухнула ,окутанная плотной пеленой самых
немыслимых домыслов
и предположений , многие из которых стали неотъемлимой частью всей
\"распутиниады\" .
Книга Фюлоп-Миллера содержит подробное жизнеописание \"Гришки Окаянного\" от
ран-
них лет и до самого конца , до той декабрьской ночи 1916 г., когда в
роскошном палаццо
князей Юсуповых в Петрограде этот человек был убит группой заговорщиков
.Следует осо-
бо подчеркнуть , что многие описываемые эпизоды жизни Распутина и
общественно-полити-
ческие события не являются буквальным отражением биографии этой личности и
реальных
исторических коллизий . В судьбе пресловутого старца очень мало надёжных
временных и
документальных ориентиров , и вплоть до появления в Петербурге она вообще
носит просто
легендарный характер . Выяснением её занялись уже в ХХ в., когда слава
загадочного пред-
сказателя и утешитиля достигла столичных гостиных и когда стали поступать
сведения о
благосклонном отношении к нему \"высочайших особ\".
На родину Распутина выезжали корреспонденты ряда столичных газет ,
публиковавших
затем сенсационные материалы . В ведущих изданиях помещались и беседы с
самим \"геро-
ем дня\". Заключённая в этих статьях и интервью информация хорошо известна
автору кни-
ги \"Святой демон Распутин\". На её основе Фюлоп-Миллер и создаёт
литературную реконст-
рукцию жизни крестьянского парня Григория из села Покровского Тюменского
уезда Тоболь-
ской губернии и излагает удивительную историю его духовного перерождения ,
происшед-
шего уже в зрелом возрасте . Не имея возможности подробно остановиться на
этих расска-
зах , заметим лишь , что здесь много таких утверждений , которые теперь
уже невозможно
ни документально подтвердить , ни обоснованно оспорить . Однако неясности
несомненно преобладают . До сих пор ,например, неизвестна даже точная дата
рождения .
При обращении к \"распутиниаде\" необходимо учитывать одно важное
обстоятельство .
Очень многие страницы биографии Распутина , особенно касающиеся первых
десятилетий его жизни , были изложены им самим . Им же публично , часто в
моменты застолья в кругу
почитателей , оглашались и удивительные собственные \"деяния\". Как человеку
необычайно тщеславному , ему несомненно льстил очевидный ажиотаж вокруг
его персоны , наблюдав-
шийся в годы его петербургского \"подвижничества\" . Он прекрасно понимал ,
что большинст-
во \"этих господ\" окружают его почётом и вниманием только потому , что он
\"царёв друг\".
Этой ролью Распутин просто упивался и не стеснялся часто подчёркивать
различным лю-
дям свою близость к монархам , живописуя своё влияние на них . Однако
удивительным яв-
ляется не сама по себе эта беспардонная болтливость , лишний раз
подчёркивающая лишь
пренебрежение \"старца\" к общепринятым нормам поведения . Поражает в
особенночти та лёгкость , с которой этим утверждениям , переходившим из
уст в уста и обраставшим всё более красочными подробностями , верили в
обществе , хотя было трудно не различить , что
эти повествования иногда носили характер бесцеремонных россказней . Как
это ни странно,
но многие подданные российской короны , обвиняя постоянно царя и особенно
царицу в не-
допустимой вере \"пьяному и развратному мужику\" , сами в известном смысле
стали жерт-
вами его , принимая слово за дело .
Главным стержнем всей \"распутиниады\" несомненно была мистическая связь
между си-
бирским проповедником и царской семьёй . В силу этого необходимо
внимательно и вдум-
чиво оценивать приводимые Фюлоп-Миллером утверждения и интерпретации
событий .Ут-
верждение о постоянных общениях между Распутиным и венценосцами в первые
годы их знакомства ничем не подтверждается , в частности , теми же
дневниковыми записями царя ,
которые в ряде случаев Фюлоп-Миллер цитирует . Вообще встречи членов
царской семьи с
Распутиным всегда происходили под покровом тайны , и на них могли
присутствовать , да и то иногда , лишь несколько особо доверенных лиц , из
которых никто никаких описаний
не оставил . Поэтому все подробности таких вечерних бдений , их характер и
атмосферу , которые красочно описывает Фюлоп-Миллер , можно считать не
более чем авторской фан-
тазией .
В значительной своей части этот сюжет некритически заимствован
Фюлоп-Миллером из скандальной книжки бывшего распутинского дружка ,
ставшего его заклятым врагом , быв-
шего иеромонаха и \"пламенного реакционера\" Илиодора ( в миру Сергей
Труфанов), под на-
званием \"Святой чёрт\", вышедшей в 1917 г. вскоре после падения монархии .
Сочинение Или-
одора - Труфанова , этого , по словам Витте , \"политического негодяя\" ,
наполненно массой бутафорски-скабрезных подробностей о роли \"дорогого
Григория\". Опус Илиодора - Труфа-
нова давно стал одним из \"краеугольных камней\" всей \"распутиниады\" ,хотя
необъективность
и разоблачительная заданность его очевидны . Из этого же более чем
сомнительного источ-
ника Фюлоп-Миллер заимствовал и воспроизвёл тексты писем царских дочерей и
Алексан-
дры Фёдоровны к их другу-утешителю , однако аутентичность этих материалов
никогде не
была подтверждена . Не вызывает никакого сомнения , что в действительности
в отношени-
ях между царицей и Распутиным не было никаких объятий . стояний на коленях
, целова-
ний рук и тому подобных вещей , ставших красочными элементами
околораспутинской ми-
фологии . Всё было на самом деле значительно сложней и драматичней .
Старая истина - сон разума порождает чудовищ -очень приложима к жизни и
судьбе пос-
ледних венценосцев . Распутин не был чудовищем , но мрачной эмблемой
угасающей импе-
раторской власти он несомненно стал . Заглянуть за кулисы последнего акта
монархической
драмы и позволяет книга Фюлоп-Миллера , которая хотя и не является
фотографическим
отражением тех событий и людей , но позволяет ощутить атмосферу
исторических канунов
и рубежей . Эту книгу следует читать , размышляя о времени , всегда помня
о том , что прош-
лое много определило и в последующем , хотя эта связь не всегда различима
.
* * *
Отчего рушатся режимы ? Вопрос представляется школьным , детским . Конечно
, от пора-
жений во внешних войнах и от внутренних ударов - революций . С войнами всё
понятно,но
что вызывает революции ? В.В.Розанов как-то заметил , что \"революции
происходят не тог-
да , когда народу тяжело . Тогда он молится \". Действительно , истории
известны долгие пе-
риоды удивительного терпения \"низов\", измученных гнётом и лишениями . Пока
власть ещё
внушает доверие , уважение , трепет , страх - всё равно ,- она так или
иначе \"держит\" устой-
чивость , даже несмотря на свои очевидные промахи и грехи . Но вот в ходе
кризиса власть
начинает искать выход из него , и наступает время перемен и некоторых
уступок \"низам\" - самый уязвимый момент для старого порядка . Именно тогда
начинается сравнение того , что
дают народу , с тем , что он требует , и с тем , что ему так легко обещают
некоторые полити-
ки . Именно тогда народ \"бьёт посуду\" и \"зажигает дом\". Наступает
революционная анархия
Российская история ХХ в. подтверждает это . В России революция всегда
\"вытекала\" из
реформ . Когда оппозиция нащупывала уязвимое место власти , а затем
выставляла его на
всеобщее обозрение ,- тогда крушение власти становилось реальным . Престиж
власти начи-
нал шататься , с неё спадали позолоченные одежды ( вернее - их сдирали ) ,
и перед всеми
обнаруживалось , что \"король-то голый\".
Флобер говорил , что святых нельзя трогать руками . На них , на руках ,
останется позо-
лота . В России , где в силу долгой исторической традиции царская власть
всегда считалась \"от Бога\" , позолота , осыпавшаяся с монарха на
мозолистые руки мужика , приводила к соци-
альному шоку . Политическая , или , хуже того , моральная , нравственная
компрометация вла-
сти - практически безотказное оружие в руках противостоящих ей сил ,
способное стать тем
детонатором , который \"взрывает\" общественное спокойствие .
Годы империалистической войны значительно ухудшили экономическое положение
России
Жизнь \"низов\" была полна лишений .И всё-таки режим , возможно , устоял бы
, как и в дру-
гих воевавших странах , если бы … Когда в февральские дни 1917 г. рабочие
и солдаты вы-
шли на улицы Петрограда , многим из них власть уже представлялась монстром
или карика-
турой . Её практически никто не хотел или уже не мог защищать … И наш
последующий
рассказ о человеке , который сделал для дискредитации царской власти едва
ли не больше
всех . Речь пойдёт о Григории Распутине .
* * *
Распутину посвящена большая историческая литература , в которой чётко
прослеживают-
ся два основных направления . Одни авторы считают , что в последние годы
существования царской России в руках этого шарлатана оказались бразды