правления всей огромной стра-
ной .
Эта версия была широко распространена и в советчской историографии . А .Я
. Аврех ,
например , считал , что в 1915 г . царица и Распутин , благословив отъезд
Николая II в Став-
ку в качестве верховного главнокомандующего , совершили что-то вроде
\"государственного
переворота\" и присвоили себе значительную часть распорядительной власти .
В качестве при-
мера А.Я. Аврех приводит их вмешательство в дела юго-западного фронта во
время насту-
пления , организованного А .А.Брусиловым . А.Я Аврех полагал , что царём
управляла цари-
ца , а царицей - Распутин . Это было признаком глубокого кризиса всей
самодержавной сис-
темы . Распутина породила \"распутинщина\" , а не наоборот .
Другие историки делают акцент на \"народности\" и \"старчестве\" Распутина ,
на его духов-
ной связи с Николаем II и Александрой Фёдоровной , отрицая вместе с тем
\"беспредельность\"
его влияния на царскую чету. А.Н.Боханов выявил , в частности , всего 11
лиц , так или ина-
че обязанных своей карьерой Распутину ( А.Н.Хвостов , А.Д.Протопопов ,
Б.В.Штюрмер и др)
Одной из последних , наиболее богато документированных работ о Распутине
является
книга Р.Бэтса \"Пшеница и плевелы . Беспристрастно о Г.Е.Распутине\" ,
вышедшая в свет в
переводе с английского в Москве в 1997 г .
О жизни Распутина до его появления в столице , до его всероссийской и даже
мировой
известности мы знаем не так уж много . Имеющиеся сведения неопределённы ,
противоречи-
вы , как это обычно бывает с теми , кто вызывает жадный интерес окружающих
. Распутин
происходил из большого села Покровское Тюменского уезда Тобольской
губернии . Родил-
ся он в 1864 или 1865 г. (значит ,\"старцу\", когда он объявился в
Петербурге , не было и 40
лет ). В Покровском жила его семья : жена Прасковья , дочери Варвара и
Матрёна (Мара) и
сын Дмитрий - по некоторым данным , не вполне нормальный ,\"блаженный\", как
его называл
сам Распутин . Пристрастившись к скитаниям по святым местам и монастырям ,
он тем не
менее не перестал заботиться о семье . Уже осев в Петербурге , выписал
туда дочерей . Ма-
ра в октябре 1917 г. вышла замуж за поручика Б.Соловьёва , потом вместе с
ним уехала в
Тюмень , где Соловьёв всё ещё играл не очень ясную роль в организации
конспиративной
связи с царской семьёй , сосланной в Тобольск . В эмиграции она была
цирковой актрисой
укротительницей ,написала мемуары об отце , в которых пыталась представить
его добрым ,
отзывчивым человеком , ставшим жертвой зависти и злобы развращённого
петербургского
общества . Скорее всего она и не знала другого Распутина .Следы других
членов семьи \"старца\"
исчезают . Скорее всего жена , дочь Варя и сын - \"блаженный\" Митька -
вернулись в Покров-
ское .
По показаниям , собранным следователем Чрезвычайной следственной комиссии
Времен-
ного правительства Ф. Смиттеном , Распутин в ранний период своей жизни -
\"человек хит-
рый , наглый , с буйно-разгульной , экспансивной натурой\" - пьянствовал ,
дрался , скверносло-
вил , воровал , за что бывал бит односельчанами и преследовался волостными
властями .
Есть много рассказов о том , как Распутин появился при царском дворе .
Сопоставляя их,
можно набросать примерно такую картину . Впервые он приехал в столицу
в1904 или 1905
году с рекомендательным письмом викария казанской епархии Хрисанфа , с
которым ноя-
вился у ректора Петербургской духовной академии епископа Сергия . Что было
в этом пись-
ме , неизвестно . Но если оно действительно существовало , можно
предположить , что пода-
тель его характеризовался как странник , побывавший во многих святых
местах и обителях,
в том числе и на Афоне , а главное - как кающийся грешник , на которого
снизошла Божья
благодать , наделившая его огромной силой воздействия на людей . Во время
встречи с Сер-
гием на Распутина , полагаю , обратил внимание инспектор (позднее ректор)
духовной акаде-
мии и духовник царской четы Феофан . Придёт время , и он будет глубоко
сожалеть , что ,
не поняв до конца \"Божьего человека\", открыл ему путь к \" подножью трона
\". Именно Фе-
офан первым представил Распутина жёнам великих князей Николая Николаевича
и Петра
Николаевича - Анастасии и Милице . Феофан знал , что обе глубоко
интересуются религиоз-
ной нравственностью , поучениями святых отцов , аскетизмом .
Впоследствии вел. кн .Николай Николаевич , стоявший у истоков
\"распутинского восхож-
дения\" . стал непримиримым врагом \"старца\". Тот отвечал ему тем же . Когда
императрица
Александра Фёдоровна заподозрила Николая Николаевича , ставшего в 1914 г.
Верховным
главнокомандующим , в желании отстранить Николая II от престола , Распутин
, по-видимому
поддерживал эти совершенно не обоснованные подозрения . Говорили , что в
ответ на прось-
бу Распутина приехать в Ставку в Барановичи Николай Николаевич ответил ему
короткой
телеграммой : \"Приезжай , повешу \".
В 1904 г. императрица Александра Фёдоровна могла считать себя счастливой .
Бог ,каза-
лось , внял её молитвам : родился наследник-цесаревич . Тем страшнее был
удар , когда вы-
яснилось , что ребёнок болен страшной болезнью - гемофилией (
наследственная болезнь -
плохая свёртываемость крови - передаётся матерью по мужской линии ) .
Легко себе предс-
тавить глубину страданий Александры Фёдоровны , посчитавшей , что Бог
карает её . Убеж-
дённость в этом должна была многократно усиливаться революционной смутой ,
в которую
стремительно втягивалась Россия . Душевные метания императрицы и природная
нерешитель-
ность императора в глазах тех , кто не забывал \"порядка\", существовавшего
при Александ-
ре III, грозили ослаблением самодержавных устоев , размываемых потоком
либеральных и
демократических идей .
Распутин , этот \"сибирский Заратустра\", вполне мог им показаться тем
человеком , кото-
рый во времена смуты способен укрепить дух царя и царицы , поддержать их в
упрочении
исконных основ русской государственности . Французский посол М.Палеолог ,
хорошо инфор-
мированный о том , что происходило в российских \"верхах\", записал в своём
дневнике сло-
ва Феофана , убеждавшего царскую чету познакомиться с Распутиным .
\"Григорий Ефимович,-
говорил он , - крестьянин , простой человек . Вашим Величествам принесёт
пользу его выс-
лушать ,потому что голос русской земли слышится из его уст …\"
Сообщения о Распутине , которые доставляли осведомители посольства , не
были прият-
ными . Господин Палеолог считал Распутина вредным шарлатаном и питал к
нему особую
ненависть за то , что он выступал за мир , и тем самым Россия предавала
Францию .
Таким образом , Распутину отдавалась роль некоего рупора русской земли ,
голоса прос-
того русского народа , свободного от \"западной порчи\" , коснувшейся
столичного общества.
Он , видимо , должен был укреплять дух колеблющегося царя в стремлении
следовать во вну-
тренней политике курсом , определяемым исторической традицией , русскими
\"национальны-
ми началами\" . Так правые силы вводили Распутина в среду идеологической и
политичес-
кой борьбы .
Способен ли был Распутин сыграть такую роль ? Несмотря на свою
малограмотность, он был далеко не заурядным человеком и отличался острым
умом , находчивостью , наблю-
дательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться . Что
касается его внеш-
ней грубости и простоты обращения , то они , несомненно , были
искусственными и имели
целью подчеркнуть его крестьянское происхождение . И это понятно : надо же
было как-то
объяснить силу его воздействия . З . Н . Гиппиус заметила : \"Ведь трудно и
стыдно признать-
ся даже себе , что вот пришёл заурядный мужичонка , сел на спину тьмы
тьмущей народу
поехал , и его покорно везут\". Гиппиус считала , что Распутин как личность
был ничтожен и зауряден : \"обыкновенный , дюжинный мужик\", каких в России
не мало .
Распутин никогда бы не приобрёл такого влияния на царскую чету и прежде
всего на Александру Фёдоровну , если бы не обладал способностью
успокаивать её , помогая наслед-
нику бороться с болезнью ,перед которой оказывалась бессильной медицина .
Для убитой го-
рем матери Распутин был спасителем Алексея . Целительные способности
Распутина - отдель-
ная тема , но есть свидетельства о его необыкновенном даре .
Распутин , думается , сразу же понял , какую карту даровала ему судьба . В
его позиции
как это следует из многих воспоминаний современников , прослеживалась
определённая \"ли-
ния\": он выдавал себя за Божьего человека - своего рода посредника между
царём и Богом
представляющего подлинную , исконную Россию . \"О мужичке думать надо , -
говорил он . -
В нём , понимаешь , вся сила . Мужичок-то благодарный , он памятливый …
Добро нужно , а
у нас скандалы . Нужны искренние слуги , а у нас только чиновники . Не
такие спасут , спа-
сут праведники…\" Такие слова ложились на душу Александре Фёдоровне и
Николаю II ,всё
более и более ощущавшим себя в политической и моральной изоляции .Следует
, однако ,со
всей определённостью подчеркнуть , что взгляды Александры Фёдоровны и