Распутиниада: большая политическая игра . Реферат.

правления всей огромной стра-

ной .

Эта версия была широко распространена и в советчской историографии . А .Я

. Аврех ,

например , считал , что в 1915 г . царица и Распутин , благословив отъезд

Николая II в Став-

ку в качестве верховного главнокомандующего , совершили что-то вроде

\"государственного

переворота\" и присвоили себе значительную часть распорядительной власти .

В качестве при-

мера А.Я. Аврех приводит их вмешательство в дела юго-западного фронта во

время насту-

пления , организованного А .А.Брусиловым . А.Я Аврех полагал , что царём

управляла цари-

ца , а царицей - Распутин . Это было признаком глубокого кризиса всей

самодержавной сис-

темы . Распутина породила \"распутинщина\" , а не наоборот .

Другие историки делают акцент на \"народности\" и \"старчестве\" Распутина ,

на его духов-

ной связи с Николаем II и Александрой Фёдоровной , отрицая вместе с тем

\"беспредельность\"

его влияния на царскую чету. А.Н.Боханов выявил , в частности , всего 11

лиц , так или ина-

че обязанных своей карьерой Распутину ( А.Н.Хвостов , А.Д.Протопопов ,

Б.В.Штюрмер и др)

Одной из последних , наиболее богато документированных работ о Распутине

является

книга Р.Бэтса \"Пшеница и плевелы . Беспристрастно о Г.Е.Распутине\" ,

вышедшая в свет в

переводе с английского в Москве в 1997 г .

О жизни Распутина до его появления в столице , до его всероссийской и даже

мировой

известности мы знаем не так уж много . Имеющиеся сведения неопределённы ,

противоречи-

вы , как это обычно бывает с теми , кто вызывает жадный интерес окружающих

. Распутин

происходил из большого села Покровское Тюменского уезда Тобольской

губернии . Родил-

ся он в 1864 или 1865 г. (значит ,\"старцу\", когда он объявился в

Петербурге , не было и 40

лет ). В Покровском жила его семья : жена Прасковья , дочери Варвара и

Матрёна (Мара) и

сын Дмитрий - по некоторым данным , не вполне нормальный ,\"блаженный\", как

его называл

сам Распутин . Пристрастившись к скитаниям по святым местам и монастырям ,

он тем не

менее не перестал заботиться о семье . Уже осев в Петербурге , выписал

туда дочерей . Ма-

ра в октябре 1917 г. вышла замуж за поручика Б.Соловьёва , потом вместе с

ним уехала в

Тюмень , где Соловьёв всё ещё играл не очень ясную роль в организации

конспиративной

связи с царской семьёй , сосланной в Тобольск . В эмиграции она была

цирковой актрисой

укротительницей ,написала мемуары об отце , в которых пыталась представить

его добрым ,

отзывчивым человеком , ставшим жертвой зависти и злобы развращённого

петербургского

общества . Скорее всего она и не знала другого Распутина .Следы других

членов семьи \"старца\"

исчезают . Скорее всего жена , дочь Варя и сын - \"блаженный\" Митька -

вернулись в Покров-

ское .

По показаниям , собранным следователем Чрезвычайной следственной комиссии

Времен-

ного правительства Ф. Смиттеном , Распутин в ранний период своей жизни -

\"человек хит-

рый , наглый , с буйно-разгульной , экспансивной натурой\" - пьянствовал ,

дрался , скверносло-

вил , воровал , за что бывал бит односельчанами и преследовался волостными

властями .

Есть много рассказов о том , как Распутин появился при царском дворе .

Сопоставляя их,

можно набросать примерно такую картину . Впервые он приехал в столицу

в1904 или 1905

году с рекомендательным письмом викария казанской епархии Хрисанфа , с

которым ноя-

вился у ректора Петербургской духовной академии епископа Сергия . Что было

в этом пись-

ме , неизвестно . Но если оно действительно существовало , можно

предположить , что пода-

тель его характеризовался как странник , побывавший во многих святых

местах и обителях,

в том числе и на Афоне , а главное - как кающийся грешник , на которого

снизошла Божья

благодать , наделившая его огромной силой воздействия на людей . Во время

встречи с Сер-

гием на Распутина , полагаю , обратил внимание инспектор (позднее ректор)

духовной акаде-

мии и духовник царской четы Феофан . Придёт время , и он будет глубоко

сожалеть , что ,

не поняв до конца \"Божьего человека\", открыл ему путь к \" подножью трона

\". Именно Фе-

офан первым представил Распутина жёнам великих князей Николая Николаевича

и Петра

Николаевича - Анастасии и Милице . Феофан знал , что обе глубоко

интересуются религиоз-

ной нравственностью , поучениями святых отцов , аскетизмом .

Впоследствии вел. кн .Николай Николаевич , стоявший у истоков

\"распутинского восхож-

дения\" . стал непримиримым врагом \"старца\". Тот отвечал ему тем же . Когда

императрица

Александра Фёдоровна заподозрила Николая Николаевича , ставшего в 1914 г.

Верховным

главнокомандующим , в желании отстранить Николая II от престола , Распутин

, по-видимому

поддерживал эти совершенно не обоснованные подозрения . Говорили , что в

ответ на прось-

бу Распутина приехать в Ставку в Барановичи Николай Николаевич ответил ему

короткой

телеграммой : \"Приезжай , повешу \".

В 1904 г. императрица Александра Фёдоровна могла считать себя счастливой .

Бог ,каза-

лось , внял её молитвам : родился наследник-цесаревич . Тем страшнее был

удар , когда вы-

яснилось , что ребёнок болен страшной болезнью - гемофилией (

наследственная болезнь -

плохая свёртываемость крови - передаётся матерью по мужской линии ) .

Легко себе предс-

тавить глубину страданий Александры Фёдоровны , посчитавшей , что Бог

карает её . Убеж-

дённость в этом должна была многократно усиливаться революционной смутой ,

в которую

стремительно втягивалась Россия . Душевные метания императрицы и природная

нерешитель-

ность императора в глазах тех , кто не забывал \"порядка\", существовавшего

при Александ-

ре III, грозили ослаблением самодержавных устоев , размываемых потоком

либеральных и

демократических идей .

Распутин , этот \"сибирский Заратустра\", вполне мог им показаться тем

человеком , кото-

рый во времена смуты способен укрепить дух царя и царицы , поддержать их в

упрочении

исконных основ русской государственности . Французский посол М.Палеолог ,

хорошо инфор-

мированный о том , что происходило в российских \"верхах\", записал в своём

дневнике сло-

ва Феофана , убеждавшего царскую чету познакомиться с Распутиным .

\"Григорий Ефимович,-

говорил он , - крестьянин , простой человек . Вашим Величествам принесёт

пользу его выс-

лушать ,потому что голос русской земли слышится из его уст …\"

Сообщения о Распутине , которые доставляли осведомители посольства , не

были прият-

ными . Господин Палеолог считал Распутина вредным шарлатаном и питал к

нему особую

ненависть за то , что он выступал за мир , и тем самым Россия предавала

Францию .

Таким образом , Распутину отдавалась роль некоего рупора русской земли ,

голоса прос-

того русского народа , свободного от \"западной порчи\" , коснувшейся

столичного общества.

Он , видимо , должен был укреплять дух колеблющегося царя в стремлении

следовать во вну-

тренней политике курсом , определяемым исторической традицией , русскими

\"национальны-

ми началами\" . Так правые силы вводили Распутина в среду идеологической и

политичес-

кой борьбы .

Способен ли был Распутин сыграть такую роль ? Несмотря на свою

малограмотность, он был далеко не заурядным человеком и отличался острым

умом , находчивостью , наблю-

дательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться . Что

касается его внеш-

ней грубости и простоты обращения , то они , несомненно , были

искусственными и имели

целью подчеркнуть его крестьянское происхождение . И это понятно : надо же

было как-то

объяснить силу его воздействия . З . Н . Гиппиус заметила : \"Ведь трудно и

стыдно признать-

ся даже себе , что вот пришёл заурядный мужичонка , сел на спину тьмы

тьмущей народу

поехал , и его покорно везут\". Гиппиус считала , что Распутин как личность

был ничтожен и зауряден : \"обыкновенный , дюжинный мужик\", каких в России

не мало .

Распутин никогда бы не приобрёл такого влияния на царскую чету и прежде

всего на Александру Фёдоровну , если бы не обладал способностью

успокаивать её , помогая наслед-

нику бороться с болезнью ,перед которой оказывалась бессильной медицина .

Для убитой го-

рем матери Распутин был спасителем Алексея . Целительные способности

Распутина - отдель-

ная тема , но есть свидетельства о его необыкновенном даре .

Распутин , думается , сразу же понял , какую карту даровала ему судьба . В

его позиции

как это следует из многих воспоминаний современников , прослеживалась

определённая \"ли-

ния\": он выдавал себя за Божьего человека - своего рода посредника между

царём и Богом

представляющего подлинную , исконную Россию . \"О мужичке думать надо , -

говорил он . -

В нём , понимаешь , вся сила . Мужичок-то благодарный , он памятливый …

Добро нужно , а

у нас скандалы . Нужны искренние слуги , а у нас только чиновники . Не

такие спасут , спа-

сут праведники…\" Такие слова ложились на душу Александре Фёдоровне и

Николаю II ,всё

более и более ощущавшим себя в политической и моральной изоляции .Следует

, однако ,со

всей определённостью подчеркнуть , что взгляды Александры Фёдоровны и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать