политической деятельности. В 1904 г. он публикует свою антиобщинную
платформу ("Записка по крестьянскому делу"). Рост эффективности
сельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию был
важной составной частью программы индустриализации. Он видел в этом
средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались
бы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-
то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в
молодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и
требовал сделать из крестьянина "персону" путем уравнения крестьян в правах
с другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе и
имущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общине
Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного
производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она
воспитывала пренебрежение к праву собственности.
Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско - японская война.
Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы
сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году,
заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь
конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских
кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с
революционерами.
События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в мышлении
рабочих масс, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простых
рабочих.
17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте и
другим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,
необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах. Именно осенью
1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании Витте с
"общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министра внутренних
дел. С этого периода они находились на политической арене одновременно.
4. Политическая карьера и реформы П. А. Столыпина
П. А. Столыпин (1862-1911 гг.) - выходец из старого дворянского рода,
известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся
политических и литературных деятелей. Бабушка М. Ю. Лермонтова - урожденная
Столыпина. Прадед - сенатор А. А. Столыпин - друг М. М. Сперанского,
крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий
Дмитриевич - участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его в
Ясной Поляне. Мать П. А. Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова
- племянница канцлера России А. М. Горчакова, одноклассника А. С. Пушкина
по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А. В. Суворова. Таким образом,
семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими
людьми России. Семья П. А. Столыпина владела поместьями в Нижегородской,
Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.
Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилии
службе, он не стал ни дипломатом, ни военным, окончив Виленскую гимназию,
неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-
математический факультет Петербургского университета. После окончания
университета он служит в министерстве государственного имущества, но через
год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем
дворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы и
тяготы аграрной России.
В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором
говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно
высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам.
Это заявление явилось неким начальным положением его в будущем обширной
"аграрной реформы". Надо отдать должное смелости Столыпина: когда
разгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он не
поддержал позиции своего начальника, хотя в 1902 году убеждения Столыпина
были еще весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклонена
накануне революции 1905-1907 года.
В марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную и
важную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, в
которой проявились две его характерные черты: во-первых, он не смущался
карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за
рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных
деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с
разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны
Государственной Думы: "Не запугаете!", но и на самом деле вел себя
бесстрашно.
В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел и вся
борьба с революцией ложится на его плечи. Вскоре он сменяет Горемыкина на
посту председателя Совета министров. Ему было доверено проложить
политический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительство
дотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством".
Подключившись к работе, он начал политику успокоения народа.
Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые,
по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышения
качества жизни народа. В намерения Столыпина не входило ни восстановление
абсолютизма, ни уничтожение народного представительства - он стремился лишь
к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии.
Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и
культурно развитая. "Противникам государственности, - сказал он, выступая в
Думе, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от
исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им
нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!"
Судьба монархии зависела от воли и способностей верховной власти
осуществить комплекс реформ, которые объективно стояли перед страной.
Решить эту задачу призвана была программа, которую П.А.Столыпин изложил 24
августа 1906 года. Она состояла из двух частей "успокоения и реформ". Новый
премьер министр полагал, что 20 лет внутреннего и внешнего спокойствия
России радикально преобразят ее. Первая часть правительственной программы
предусматривала беспощадную борьбу с революционным движением. Этой цели
служило и объявление на военном положении отдельных губерний, введение в
них военно-полевых судов, которые разбирали дела и выносили приговоры в
течение 48 часов. За август 1906- апрель 1907 было вынесено 1102 смертных
приговора(за 30 лет до 1905 их было вдвое меньше). Высылка в
административном порядке неблагонадежного в политическом отношении элемента
из крупных городов в 1906-1907 годах составила не менее 26 тыс. человек.
Вторая часть правительственной программы предлагала проведение реформ.
Ее стержнем стала аграрная реформа. С 1861 года она была вторым крупным
шагом, призванным изменить положение крестьянства. Революция показала, что
надежды царя на крестьянство как оплот режима оказались несостоятельны.
Поэтому Столыпин полагал создать в деревне слой крупных хозяев (кулаков),
которые могли стать опорой власти в борьбе с революцией. Сохранение в
деревне общины препятствовало развитию буржуазных отношений. Разрушение
общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло
главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего
землевладения, то его также необходимо было модернизировать в интересах
самих же помещиков - снизить их влияние на ведение дел в крестьянском
хозяйстве, но сохранить господствующее положение дворянского сословия в
российском государстве. Каждый крестьянин отныне мог выйти из общины,
объявить своей частной собственностью надельный участок земли. Все земли,
разбросанные в разных местах, разрешалось соединить в один участок,
присоединив приусадебный участок, и перенести дом с постройками (хутор).
Это вело к тому, что единый деревенский мир (община) исчезал, как исчезала
и деревня.
Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольческом переселении
крестьян в районы Западной Сибири. Переселение в районы Сибири и другие
малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных
губерний решало важную общенационально-стратегическую задачу- укрепление
обороны страны и служило средством борьбы с малоземельным перенаселением
центральных районов России. В течение 15 лет население Сибири увеличилось
на 3 млн. человек. Но во многих публикациях до сих пор утверждают, что
аграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, не
принесли желаемых результатов.
В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных
земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью
ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком
покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных
условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского
землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,
причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему
крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета,
составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,
приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В
итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли